США вновь увидели «чрезмерные притязания» России и Китая. На сей раз – в Арктике. Точнее – на Северном морском пути (СМП).
Как водится у американцев, сначала из кобуры вылетел пистолет, а потом они стали корчить угрожающие рожи и принимать картинные позы. В данном конкретном случае издание The Wall Street Journal рассказало об угрозе военного командования США организовать операцию «по обеспечению свободы судоходства» в арктическом регионе. Для этого, по информации журнала, летом этого года по арктическим водам пройдёт какой-то американский корабль (или группа кораблей, так как после подключения мозгов пару недель назад американцы побоялись позора, если с одиноким кораблём что-то случится и надо будет умолять русских ему помочь).
Поскольку арктические воды, несмотря ни на какое глобальное потепление, проходимы только по Северному морскому пути, то намерение американских военных настолько же прозрачно, насколько и, если вспомнить основу их культуры, «вестерноголово». А именно: проскакать по индейским территориям с «кольтом» наперевес – и горе индейцам, если они решатся этому воспротивиться.
И на первую реакцию…
Первая реакция простая. Пусть скачут. Арктика – это не прерии. Коли уж мы – «индейцы», то нам можно просто мирно сидеть в Диксоне, слушать, как над ним четвёртый день воет пурга, да по совету автора бессмертного шлягера 60-х годов расспрашивать песню, что там ковбой, далеко ли ускакал среди льдов и снегов на сотни вёрст вокруг?
Больше делать всё равно ничего не остаётся: как свидетельствуют справочники, а также те, кто ходил по СМП, радиосвязь здесь гарантирована далеко не всегда. Особенно во время магнитных бурь. С ориентацией у «ковбоя» тоже будут проблемы. Хоть и западное, и восточное магнитное склонение отображаются в своих значениях на картах и лоциях, но с этими данными надо уметь ещё и работать. Потому как кроме магнитных бурь, которые заставляют стрелку компаса отклоняться порой на 25 градусов от нормального положения, по трассе СМП наличествуют к тому же и районы со значительной интенсивностью аномалий магнитного склонения.
И на GPS тут полагаться тоже рискованно. Нестабильны тут данные соответствующих приборов…
А между тем точность навигации на СМП принципиальна. Дело в том, что наши северные моря – мелкие. Они ведь плещутся на шельфе, а потому глубины в 200 метров тут считаются уже большими. В Карском море, например, глубины составляют 50-70 м, но есть и банки с глубинами всего 8-15 м. Глубина моря Лаптевых — менее 100 м, Восточно-Сибирское море вообще представляет собою материковую отмель, где на весьма обширных пространствах глубины не превышают 20 м. Чукотское море тоже мелкое и тоже имеет несколько банок с совсем маленькой глубиной.
А у берегов, где порты и ухмыляющиеся наблюдатели, и вовсе мелко. Потому на сайте Севморпути можно встретить такие, например, извещения в виде так называемых прибрежных предупреждений (ПРИП):
А теперь можно вспомнить осадку основных типов американских военных судов. Авианосец типа «Нимиц» — 11,3 м нормальная, 12,5 м предельная. Крейсер УРО типа «Тикондерога» — 9,7 м. Эсминцы УРО разных серий – от 6,3 до 9,9 м.
Пройдут они тут без проводки, обеспеченной благородными «индейцами», — даже если забыть о ледовой обстановке в Северном Ледовитом океане?
Здесь разрешение на проход по-прежнему выдают льды, а не люди…
А ведь плыть по Арктике приходится не там, где глубоко, а там, где ледовая обстановка позволяет.
Но в этом краю мира – повышенная атмосферная рефракция. А потому тот же лёд кажется при ней стоящей на горизонте громадной стеной, даже если на деле он достаточно молодой и разреженный. Впрочем, и без рефракционных шуточек арктические моря покрыты льдом, как подсчитано учёными, на площади от 53 до 85%. При этом средние многолетние колебания ледовитости довольно сильны – больше 25%. То есть на опыт, скажем, прошлогоднего плавания полагаться здесь нельзя, и, следовательно, нужны средства навигационного оборудования. Причём не только на своём корабле, но и – и даже прежде всего – установленные добрыми людьми вдоль трассы СМП.
«Добрый человек» тут один – администрация Севморпути, которую недавно взяла под своё управление дочка госкорпорации «Росатом» — «Росатомфлот». И потому от этих структур зависит устойчивая работа зрительных и радиотехнических, включая радионавигационные и космические, средств навигационного оборудования. А также обеспечение их данными всех тех, кто идёт по Северному морскому пути.
А если он не идёт, а скачет с устрашающе ощеренным ртом, да ещё и наставляя свой «кольт» на доброго человека? Что остаётся ему, бедному, делать. Только тоже сесть на бережок да и промолчать, когда «ковбой» по неведению и самоуверенности своей ринется в район Карского моря, где до сих пор имеются опасные от мин районы. Они хоть и считаются опасными в прошлом, но, надо полагать, неспроста в таких районах категорически запрещается постановка судов на якорь вне специально отведённых мест…
А есть ещё на сайте СМП такая информация:
И ведь тоже – не отмахнёшься. Не на здешних глубинах, во всяком случае…
Остаётся одно – не пускать!
И вот в этих условиях получается, что не могут «индейцы» при всей своей доброте безучастно наблюдать, как «ковбой» несётся вперёд, рискуя каждую секунду сломать себе шею. Не то чтобы его жалко. Но он же скоро будет плохо пахнуть! Тем более что, согласно сообщению американского издания, военные США запланировали свой дерзновенный прорыв как раз на лето. Арктика, конечно, не Айдахо, летом здесь так же жарко, как в бытовом холодильнике. Но ведь и военные корабли – не безголовый одиночка, которого скоро схомячат койоты и кондоры со всем его запахом. Ну как их припрёт затонуть на траверзе того же Диксона? Или Тикси, где тоже глубины так себе? Перекроют фарватер – и что с ними делать? Видали мы уже, как давеча целый норвежский фрегат в тепличных условиях прямо в порту утопили. А школа у НАТО – одна. И значит, во льдах и без надёжных средств навигации эти ребята и авианосец булькнут без особых напрягов. Перекроют нам весь Северный морской путь – вот вам свобода навигации! Пользуйтесь!
В лучшем случае будет у нас ПРИП ЗАПАД в свои предупреждения ещё один пункт с координатами вставлять. А оно нам надо, когда у нас планы вчетверо поднять грузооборот по СНП?
Одно, в общем, нам остаётся, товарищи «индейцы». Похлопать по плечу министра ВМС США Ричарда Спенсера, который рвётся «дать ответ на чрезмерные притязания некоторых стран». Вздохнуть сочувственно. Покачать головой. И сказать: «Мы тебя, Дик, чудесно понимаем. Нам тоже не по душе чрезмерные притязания некоторых стран. Особенно твоей. Но знаешь, дружище, всё же не пустим мы тебя на Северный морской путь. Иди вон, потренируйся лучше на канадцах. Тем более они тоже свой Северо-Западный проход перекрывают. Потопи там для тренировки парочку эсминцев, крейсерок. Ледокол свой единственный на дно отправь. А как научишься ходить во льдах – обращайся. На гражданском судне, да за нашим ледоколом, да с нашим лоцманом – будет тебе свобода судоходства, вот увидишь…».