Как долго экспорт подмосковного ракетного двигателя будет кормить Роскосмос?
20 лет назад состоялась первая поставка в Соединённые Штаты жидкостного ракетного двигателя закрытого цикла РД-180 разработки НПО «Энергомаш» (Химки).
В 1996 году российское предприятие выиграло конкурс на разработку двигателя для американских одноразовых двухступенчатых ракет-носителей семейства Atlas, которые доставляют в космос грузы, как военного, так и гражданского значения.
Сумма первого контракта, заключённого в 1997 году, составила почти 1 млрд долларов. Первый пуск Atlas с РД-180 (используется для разгона первой ступени) произошёл 24 мая 2000 года. По состоянию на май 2016 года в США были проданы свыше 80 серийных РД-180.
Осенью НПО «Энергомаш» сообщил о поставке семи РД-180. В 2020 году американцы должны получить ещё шесть российских двигателей. Кроме того, в США пользуются просом РД-181, который также производит химкинское предприятие. Данный двигатель устанавливается на одноразовую ракету-носитель Antares, которая в основном доставляет грузы на МКС.
По сведениям РИА Новости, по состоянию на конец декабря 2018 года в Соединённые Штаты были экспортированы 130 двигателей РД-180 и РД-181.
РД-180 получил самые лестные отзывы в США. В декабре 2018 года руководитель компании SpaceX Илон Маск заявил, что конструкция подмосковного двигателя «великолепна». По его мнению, Lockheed Martin и Boeing, которые используют РД-180, должно быть «стыдно».
Генеральный директор совместного российско-американского предприятия RD AMROSS, бывший астронавт NASA Майкл Бейкер в интервью для документального фильма «Валентин Глушко» назвал РД-180 «фантастическим». По его словам, поставки двигателя продолжаться до 2023-2024 годов «и, скорее всего, дальше».
В России РД-180 является предметом национальной гордости. Крайне часто из уст политиков, экспертов и журналистов можно встретить заявления о том, что Россия смогла создать непревзойдённый по характеристикам двигатель. Однако данное утверждение преподносится не как дань уважения таланту отечественных конструкторов, а в контексте неуёмной ура-патриотической бравады и антиамериканской пропаганды.
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отмечает, что специалисты НПО «Энергомаш» действительно создали выдающий по своим характеристикам двигатель. Однако США продолжают покупать его по вполне прагматичным причинам.
«Основные преимущества РД-180, которые привлекли наших заокеанских партнёров, заключены в высокой удельной плотности горения топлива, небольших габаритах двигателя и весьма скромной стоимости (от 10 до 30 миллионов долларов). Деньги, полученные от экспорта РД-180, позволили выжить этому замечательному предприятию, которое носит имя прославленного советского конструктора Валентина Петровича Глушко», — подчеркнул Корнев.
Между тем, усилиями российского правительства РД-180 едва не стал разменной монетой в политических играх. В 2014 году в рамках ответных санкционных мер Москва рассматривала вариант прекращения поставок подмосковных двигателей Соединённым Штатам. Эта идея была озвучена публично тогдашним вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
«Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях, а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», — пригрозил Рогозин в мае 2014 года.
Соединённые Штаты не стали церемониться и обратили внимание на запущенный в 2011 году компанией Blue Origin проект двигателя BE-4 для первой ступени ракет-носителей. Две американские силовые установки способны заменить один РД-180. Технологическое преимущество BE-4 заключается в том, что он работает на метане и кислороде, а РД-180 — на традиционной смеси кислород-водород.
В июне 2018 года в интервью «Интерфаксу» директор «Энергомаша» Игорь Арбузов признал, что двигатели на метане являются более перспективными, и Соединённые Штаты на этом направлении опережают Россию. По его словам, метан имеет «наиболее развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин».
«Газ практически не дает нагара, агрегаты не испытывают таких нагрузок, как при использовании других видов топлива, например смеси кислорода с керосином или кислород-водородного топлива», — подчеркнул Арбузов. Он рассказал, что предприятие работает над метановым двигателем, но для реализации проекта не хватает средств.
Дмитрий Корнев уверен, что рано или поздно США перестанут покупать РД-180. Эксперт полагает, что курс Вашингтона на отказ от подмосковного двигателя носит такой же принципиальный характер, как российская политика импортозамещения в высокотехнологичных секторах экономики.
«Конечно, для создания полноценного аналога РД-180 Штаты будут вынуждены потратить миллиарды долларов. Цена вопроса может быть очень высокой, ведь им, скорее всего, придётся запускать новые производственные мощности. Однако я не сомневаюсь, что все трудности будут преодолены. У американцев очень хорошая школа по жидкостным двигателям, ну а денег у них всегда хватало», — пояснил Корнев.
Собеседник опасается, что заокеанское импортозамещение РД-180 ослабит сотрудничество между РФ и США в космической сфере, а также нанесёт серьёзный удар по финансовому состоянию «Энергомаша» и Роскосмоса в целом.
«Этот двигатель кормит предприятия Роскосмоса. Пока наши управленцы и чиновники ещё могут бить себя в грудь, самоутверждаться на зависимости Штатов от нас и угрожать США перекрыть поставки РД-180. Но что будет дальше, когда американцы перестанут его покупать? Насколько этот двигатель будет нужен России? Ведь подобные проекты позволяют вытягивать из финансовой ямы почти всю нашу космическую отрасль», — подытожил Корнев.