Президентство Румынии в Совете Евросоюза торпедировало рассмотрение поправок в Газовую директиву, которые ударят по «Северному потоку-2». В январе они прошли третью ревизию и возможных угроз для балтийского газопровода стало еще больше. Против выступили Нидерланды, Финляндия, Германия и главная лоббистская ассоциация нефтегазовых компаний Eurogas.
Сейчас Газовая директива ЕС не распространяется на экономические зоны стран-членов ЕС и газопроводы из третьих стран. Поэтому «Северный поток-2» не подпадает под действие Третьего энергопакета. Еврокомиссия и противники проекта балтийского газопровода хотят изменить ситуацию. В 2017 году Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран.
В случае принятия изменений поставщик газа, например, не сможет являться оператором газопровода, что сразу делает предлагаемые изменения угрозой для «Северного потока-2». Сегодня «Газпром» является единоличным владельцем Nord Stream 2 AG, которая осуществляет проект. Кроме того, под независимых операторов в балтийском газопроводе должны быть забронированы 50% мощностей. А это значит, что «Северный поток-2» будет наполовину пустой и это прямой намек партнерам «Газпрома» на то, что себестоимость прокачки газа вырастет и «Северный поток-2» не будет прибыльным.
После третьей ревизии в проекте измнений появились еще и положения о том, что Еврокомиссия может контролировать межгосударственные соглашения о транспортировке газа, формулировать основные требования к переговорам и даже блокировать их.
Ранее в Совете Евросоюза председательствовала Австрия и ее обвиняли в том, что она тормозит внесение поправок. Так, канцлер Австрии Себастьян Курц, занимавший пост председателя Совета Евросоюза, не согласился в прошлом году с последним предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок. На разъяснения ЕК с рекомендацией законодателям «приступить к принятию решения по предлагаемым поправкам» Себастьян Курц ответил письмом, в котором указал целый ряд спорных вопросов и то, что дискуссию нельзя считать окончательной.
В то же время под недолгим президентством Румынии в Евросоюзе уже состоялась третья ревизия и появились новые поправки. На прошлой неделе министр энергетики Румынии Антон Антон пообещал приложить усилия для продвижения законопроекта.
Тем временем свои возражения после очередной корректировки высказали три страны. Как сообщают «Ведомости», в письменных комментариях к третьей ревизии Нидерланды и Финляндия выступили против перераспределения полномочий при обсуждении межправительственных соглашений в пользу Еврокомиссии. Германия же прямо высказалась о том, что законопроект направлен против конкретного проекта. «Мы отклоняем предложенные Еврокомиссией поправки, изложенные в третьей ревизии, которые, если осмыслить до логического конца, направлены на регулирование только одного инфраструктурного проекта, а для других предусматривают варианты исключений», — цитируют «Ведомости» немецкий ответ.
К трем странам присоединилась и ассоциация Eurogas, которая представляет интересы 44 нефтегазовых компаний и ассоциации из 21 страны. Там выразили обеспокоенность последствиями, которые могут принести поправки в Газовую директиву. «У ассоциации есть сомнения по поводу предложений, связанных с безопасностью поставок, инвестиций и торговых отношений между странами ЕС и третьими государствами», — говорится в официальном заявлении. В Eurogas также озабочены будущим влиянием изменений на суверенитет членов Евросоюза в выборе источника энергоресурсов и структуру их энергоснабжения.
Еще в октябре вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил о том, что в Совете Евросоюза есть большинство, которое поддержит изменения в Газовую директиву ЕС. «Мы пытаемся использовать инструменты, которые есть в нашем распоряжении, и европейский закон — один из них. Мы уже не раз говорили: мы действительно хотим быть уверены в том, что „Северный поток-2“ полностью соответствует закону ЕС. Поэтому предложили изменения, которые сейчас находятся в Совете Евросоюза», — сказал Марош Шефчович изданию New Europe во время Tatra Summit в Словакии.
«Президентство Румынии в Совете Евросоюза позволит начать переговоры (с Европарламентом) только в январе. А в марте мы уже прекращаем нашу деятельность в Европейском парламенте (в мае состоятся выборы — прим. ред.). Боюсь, можем не успеть», — заявлял глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек, который является одним из активных лоббистов поправок в Газовую директиву. Он акцентировал внимание на том, что Европопарламент поддержит изменения, а вопрос застопорился на прохождении законопроекта через Совет Евросоюза Ежи Бузек намекал на то, что в случае принятия изменений запуск «Северного потока-2» может быть отложен на год до конца 2020 года, так как проект придется «доводить» до новых требований европейского законодательства.
«У них есть всего два с половиной месяца. А получится или нет, зависит от стойкости и дипломатии тех, кто поддерживает стабильность поставок российского газа в Европу», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев говорит, что даже в случае принятия поправок в Газовую директиву ЕС требования будут относиться к процессу эксплуатации газопроводов, но не к самому процессу строительства. «С этой стороны проекту строительства «Северного потока-2» не угрожает даже принятие поправок. — говорит эксперт-аналитик. По его мнению, проблемы могут возникнуть позже, уже в процессе эксплуатации. «Но их можно избежать, — считает Алексей Калачев. — Передать управление газопроводом независимому оператору, зарезервировать часть мощности для сторонних поставщиков, или организовать продажу газа независимым трейдерам на территории России в точке перед входом в трубу. Но и этого может не понадобиться, так как перспективы принятия поправок неоднозначны. Не все члены Евросоюза поддерживают их, справедливо полагая, что Еврокомиссия не обладает полномочиями вводить какие-то правила или ограничения для объектов, находящихся вне территории ЕС».
Напомним, что строительство морской части «Северного потока-2» уже началось и сейчас укладка газопровода ведется в шведской экономической зоне Балтийского моря. Две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров планируется запустить в конце этого года, когда к концу подойдет контракт «Газпрома» и «Нафтогаза Украины».
В Москве не раз заявляли, что проект доведут до логического конца. При этом США, Польша и Украина не оставляют попыток блокировать строительство балтийского газопровода. Сейчас потенциальных угроз у проекта три: поправки в Газовую директиву, санкции США к компаниям, которые участвуют в «Северном потоке-2», и отсутствие разрешения Дании на строительство газопровода в ее экономической зоне. Последнее кажется менее проблематичным, так как требует всего лишь экологического обоснования, которое ранее уже получали на «Северный поток». Однако Копенгаген до сих пор разрешения не дал. По санкциям Вашингтон продолжает озвучивать свои угрозы, в том числе в письмах к европейским компаниям, однако на практике их не применил. Эксперты считают, что в США опасаются эскалации конфликта между ЕС и США в этом случае, так как это будет прямым вмешательством в дела Евросоюза и санкции могут затронуть крупнейшие европейские нефтегазовые компании Швейцарии, Германии, Франции, Австрии, Нидерландов и Великобритании. В Оксфордском институте энергетических исследований при этом отмечают, что противодействие «Северному потоку-2» является одним из главных сдерживающих факторов заключения транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» после 2019 года.