11 марта пресс-центр операции Объединенных сил (ООС) Украины опубликовал выдержанное прямо-таки в эпических тонах заявление об итогах плановых учений ВМСУ в Азовском море. Участвовал в них с недавних пор базирующийся в Мариуполе морской буксир A830 «Корец». В единственном числе.
И вот как, со слов пресс-центра ООС, происходила эта почти что битва с русскими на Азове: «Во время выхода из пункта базирования на дистанции около 10 морских миль был обнаружен надводный (российский — „СП“) корабль, после визуального наблюдения его идентифицировали как сторожевой корабль. Он сблизился с буксиром на полторы мили, лег на параллельный курс и продолжил следование курсу „Корца“. Незваным гостем оказался сторожевой корабль ФСБ РФ „Краснодарец“ (проект 10412, шифр „Светляк“). Приблизившись к нашему буксиру по левому борту на расстояние около трех морских миль, корабль дал полный ход и быстро увеличил расстояние, после чего взял „Корец“ на сопровождение. В то же время второй (российский сторожевой — „СП“) корабль шел по правому борту, а третий держался на большом расстоянии впереди».
Впрочем, как следует из сообщения, несмотря на красочно описанный пресс-центром ООС леденящий ужас происходившего, экипаж «Корца» оказался поистине неустрашимым. И под пристальным наблюдением российских пограничников в пределах прямой видимости с мариупольского берега провел-таки запланированные противодиверсионные учения. То есть, судя по приложенному к сообщению пресс-центра видео с палубы буксира, — пострелял из ручного пулемета, снайперской винтовки и 12,7-мм турельно-башенной пулеметной установки «Утес-М». А еще украинские моряки вдоволь пошвыряли за борт ручные гранаты, которыми, очевидно, собирались поражать подводных пловцов врага, если бы те рискнули посягнуть на их буксир. Только гранаты украинцы метали в воду почему-то с вполне русскими воплями: «Полундра!».
Читайте также
Пшеница против С-400: Россию выдавливают из лидеров по экспорту оружия
Мы опять впереди планеты всей, но Запад зафиксировал отставание
Кажется, красочнее всех происходившие учения тут же описало украинское интернет-издание Depo.ua. Свой рассказ о новом противостоянии в Азовском море оно озаглавило очень победно: «Боевой буксир ВСУ вышел в море: Россия натравила на него три свои корабля».
Но откуда у украинских военных моряков столько доблести? А вот откуда. По тому же сообщению пресс-центра ООС, «выход в море и выполнение мероприятий боевой подготовки буксиром „Корец“ прикрывались дивизионом артиллерии, на боевом дежурстве находились вертолеты армейской авиации, самолеты истребительной и штурмовой авиации».
Теперь понятно, почему «Корец» все боевые упражнения выполнял фактически на внешнем рейде Мариуполя? Потому что старые гаубицы Д-20, установленного в противодесантную оборону близ этого порта дивизиона 406-й отдельной артиллерийской бригады береговых войск ВМСУ, в состоянии поражать цели на дальности максимум 17 километров (чуть менее 10 морских миль). И то — если повезет. Стало быть, любым боевым единицам ВМСУ мористее этой линии собственным командованием заходить не рекомендуется. Вот, собственно, это и есть исчерпывающее описание сегодняшних боевых возможностей украинского флота в тех широтах. Но в Киеве очень надеются в ближайшие годы изменить соотношение сил в свою пользу.
Прежде чем рассказать о поистине сказочных перспективах ВМСУ в Азовском море, напомним: в упомянутых учениях участвовал тот самый буксир «Корец», который вместе с кораблем управления ВМСУ A500 «Донбасс» 20 сентября 2018 года был беспрепятственно пропущен российской стороной из Одессы в Азовское море через Керченский пролив. Правда, все обставлено тогда Киевом было как настоящий силовой прорыв. Вблизи Крыма как-то очень кстати в тот день в воздухе «висел» американский разведывательный самолет Боинг RC-135V. Параллельным курсом с украинцами к Крымскому мосту на всякий случай шли до десятка российских пограничных кораблей и катеров, а также разведывательный корабль Черноморского флота «Приазовье».
Но, несмотря на информационный шум и гам на весь мир, в тот день экипажи «Корца» и «Донбасса» покорно выполнили требования российского законодательства и приняли на борт наших лоцманов из Керчи. Поэтому никто силой оружия не воспрепятствовал их проходу. И этим сентябрьские события в корне отличались от опаснейшего инцидента в Керченском проливе, случившегося через два месяца — 25 ноября 2018 года. Тогда под Крымским мостом без всякого согласования с Москвой попытались проскочить принадлежащие ВМС Украины два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) типа «Гюрза» — «Бердянск» и «Никополь», а также рейдовый буксир «Яны Капу». Вот их-то пришлось остановить огнем автоматических артиллерийских установок. А экипажи — арестовать за нарушение правил пересечения государственной границы России.
Так, по крайней мере, на время было остановлено анонсированное еще в 2016 году Минобороны Украины формирование их новой военно-морской базы в Азовском море. Но вот недавно министр обороны Украины Степан Полторак объявил, что Азовская ВМБ просто обязана появиться в Бердянске, Мариуполе и Геническе хотя бы в нынешнем году. Агентству «Укринформ» он высказался решительно: «Приоритетом на 2019 год будет создание морской базы в Азовском море и штаба Военно-морских сил. Командованию ВМС надо предоставить расчеты относительно создания морской базы на Азовском море».
Это, конечно, странно, что с 2016 года, когда в Киеве впервые заговорили на эту тему, тамошние адмиралы, как выясняется, так и не удосужились представить своему министру обороны никаких соответствующих расчетов. Однако для нас куда важнее другое: из каких сил ВМСУ станут формировать противовес российским морским пограничникам в Азовском море?
В наличии у них на Азове пока не так уж много. Уже упомянутые буксир «Корец» и корабль управления «Донбасс» в Мариуполе. В Бердянске — пара малых бронированных артиллерийских катеров Р-177 «Кременчук», Р-176 «Лубны», полгода назад без видимых проблем переброшенные сюда автотранспортом из Одессы. Ну, еще можно упомянуть стоящие в этих же городах два батальона морской пехоты и береговую артиллерию. Все, как говорится — расчет окончен.
Понятно, что это хило даже по меркам давно распрощавшейся с океанскими амбициями Украины. Стало быть, будущей базе срочно требуется подкрепление. Оно и готовится сегодня в Одессе и в Соединенных Штатах.
В «жемчужине у моря» в эти дни завершают испытания два только что построенных ПАО «Завод «Ленинская кузница» многофункциональных десантно-штурмовых бронекатера проекта 58181 (типа «Кентавр»). Создатели утверждают, что установленные на каждом два водометных двигателя производства новозеландской компании Hamilton Jet способны разогнать «Кентавр» до скорости в 50 узлов (порядка 80 километров в час). А варианты вооружения от 12,7-мм пулемёта НСВ до 20-ствольных авиационных блоков Б-8 для запуска 80-мм неуправляемых реактивных снарядов позволяют использовать бронекатера не только для высадки десанта и патрулирования, но и в интересах Сил специальных операций ВСУ.
Поскольку «Кентавры» являются конструкторским продолжением линейки артиллерийских бронекатеров «Гюрза-М», у них одни и те же родовые недостатки. Главный из которых — слабая мореходность и серьезные ограничения по условиям применения оружия. Нормативные документы Военно-морских сил Украины предполагают, что выходы любого «Кентавра» из базы (как, впрочем, и любой «Гюрзы-М»), его переходы и стрельбы должны проводиться при волнении моря до трёх баллов и скорости ветра до 12,5 метров в секунду. Если погода свежее — мгновенно «море на замок»! Но как в случае чего «запереть на замок» войну, для которой бронекатера и построены?
Этих губительных недостатков лишены подкрепления, ожидаемые Киевом из США. Оттуда к ноябрю нынешнего года ВМСУ ожидают пару подаренных Пентагоном патрульных катеров типа «Айленд». Списанных было американцами в 2017 году в резерв, но экстренно возвращаемых к жизни как раз для противостояния России на Азовском море.
К передаче подготовлены катера USCGC Cushing (WPB-1321) и USCGC Drummond (WPB-1323). Вооружение каждого «Айленда» — 25-мм автоматическая артиллерийская установка Bushmaster Mk 38 и пара 12,7-мм пулеметов М2НВ. По водоизмещению они втрое больше украинских «Кентавров» (170 тонн против 55 тонн). Поэтому лучше «обучены» противостоять волнам.
Украинцы еще прошлым летом сформировали свои экипажи и отправили их на обучение за океан. В случае, если осенью 2019-го все для них пройдет успешно, — у российских пограничных кораблей в Азовском море появятся опасные противники. Но тут ведь самый главный вопрос: как они там окажутся?
С переправкой «Айлендов» через Атлантику проблем у новых хозяев определенно не будет. В конце концов, в октябре 2018 года тем же маршрутом из США в Поти для ВМС Грузии через Атлантический океан уже доставлены два других однотипных катера береговой охраны - WPB 1340 Jefferson Island и WPB 1345 Staten Island. В состав ВМС Грузии они включены под названиями Р-23 Ochamchir («Очамчира») и Р-25 Dioskuria («Диоскурия»). До Одессы же, как известно, путь от Балтимора даже короче, чем до Поти.
Таким образом, до Одессы американские «подарки» создаваемой Азовской военно-морской базе Украины доберутся без проблем. Куда важнее — каким маршрутом пройдет переход патрульных катеров из Одессы до Бердянска или Мариуполя?
Посуху, как полгода назад из Одессы привезли на автотрейлерах в Бердянск две «Гюрзы-М», доставить «Айленды» к новому месту службы точно не получится. Слишком они громоздкие для этой цели. Остается — проход морем через Керченский пролив.
Читайте также
Выпад Стрелкова: Продается Путин вместе с Крымом за миллион
«Пенсионер ФСБ» поиздержался и выставил на торги малоизвестную, но золотую медаль
Тут, как показывает опыт, на выбор Киеву всего два варианта. Или с уважением к российским законам через наши терводы у берегов Крыма, с предварительным уведомлением Береговой охраны ФСБ РФ и с российским лоцманом на борту. Или как в минувшем ноябре — напролом, с пальцами на пусковых крючках, с максимальным пропагандистским грохотом и с американскими самолетами-разведчиками, барражирующими в небе, чтобы фиксировать малейшие детали происходящего.
Не знаю как вы, а я ни на секунду не сомневаюсь, что в Киеве выберут именно последний вариант. Потому что там наверняка сочтут, что заветные надписи на обоих «Айлендах» «Made in USA» лишат Владимира Путина всякой политической решительности. Итог: артустановки наших пограничников вероятно промолчат и обнаглевшие «Айленды» будут беззаконно пропущены под Крымским мостом.
Ситуация выйдет — нелепей не придумаешь. Никому в мире в таком случае не будет понятно: с чего это русские в ноябре 2018 года при точно таких же обстоятельствах не пропустили через Керченский пролив отряд ВМСУ в составе МБАКов «Бердянск» и «Никополь», а также рейдового буксира «Яны Капу»? Более того — арестовали их экипажи и отдали их под суд?
Как Москва будет выпутываться из этой политической ситуации — узнаем приблизительно через год. Как только «Айленды» прибудут в Одессу, а потом их моряки сдадут курсовые задачи. Тут, думаю, все немедленно и начнется. Времени на размышления у нас не так уж много.
А в это время
По сообщению соучредителя Украинского кризисного медиацентра Геннадия Курочки, во вторник, 12 марта, в кулуарах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке запланирована пресс-конференция Натальи Мокряк, матери арестованного в ноябре 2018 года за нарушение российских территориальных вод в районе Крымского моста командира бронекатера «Бердянск» Романа Мокряка.
Новости Украины: В Раде задумались о том, что будет с Украиной после третьего майдана