Ровно два месяца назад издание National Interest, проанализировав интервью Ван Юнцина, главного конструктора Шэньянского института авиационного дизайна (SADI) военному изданию China Military, пришло к неожиданному выводу, что КНР заинтересован в приобретении российского Су-57, несмотря на критику ряда экспертов в самом Китае. Такие высказывания столь высоким должностным лицом можно рассматривать как подготовку общественного мнения в преддверии новой оборонной сделки между КНР и РФ.
Здесь самое время вспомнить о сильных сторонах истребителя Су-57, о которых писал Ван Юнцин в китайском специализированном журнале Aerospace Knowledge. По его словам, американская концепция воздушного боя с российскими истребителями строится на окне возможностей за счет пониженной видимости своих новейших планеров (когда летчик ВВС США видит русский самолет, а пилот ВВС РФ его еще нет). «Свободная Пресса», к слову, тоже останавливалась на этом моменте: «у американцев, летающих на F-22 Raptor и F-35 Lightin, есть фора в воздушном пространстве в виде 120?60 км до Су-57, или при встречном полете, примерно 15?30 секунд в зависимости от угла сближения».
Однако инфракрасный поисково-трековый радар «Сухого» способен обнаружить точное местоположение летящих на него ракет еще до того, когда уйти от опасности будет невозможно, считает Ван Юнцин. А вот в ближнем бою у F-22 Raptor и F-35 Lightin вообще нет шансов выиграть, значит, «стелс-преимущество теряет практический смысл». Кроме того, главный конструктор SADI полагает, что радары «Сухого» все-таки обнаружат самолет-невидимку раньше, чем надеются американцы. У него есть веские основания думать именно так.
Читайте также
F-22 пробивают воздушный коридор над Чукоткой, нащупывая дыры в системе ПВО
ВВС США провели учение «Прогулка слонов», как тренировку по завоеванию неба на севере России
Если все сказанное Ван Юнцином перевести с иносказательного китайского языка, то можно смело предположить, что КНР заинтересованы в приобретении Су-57, несмотря на то, что «Чэнду J-20», истребитель 5-го поколения, массово производится на предприятиях ВПК Поднебесной.
И вот, прогноз National Interest, судя по публикации китайской проправительственной газеты Gglobal Tmes сбывается. «По имеющимся сведениям, Россия рассматривает возможность экспорта в Китай своего наиболее совершенного истребителя Су-57. Это предложение было названо показателем тесных стратегических отношений между двумя странами», — пишет Лю Сюаньцзюнь, автор статьи.
Ожидается, что добро на продажу Китаю истребителя Су-57 даст президент России Владимир Путин в течение нескольких недель. Такую новость сообщил Виктор Кладов, директор по международному сотрудничеству и региональной политике российского оборонно-промышленного холдинга «Ростех», на брифинге для СМИ на 15-й Международной морской и аэрокосмической выставке в Лангкави (Малайзия).
«Китай недавно принял поставку 24 самолетов Су-35, и в ближайшие два года примет решение либо закупить дополнительные Су-35, либо начать производство в Китае Су-35, либо купить истребитель пятого поколения. Это может быть еще одна возможность для Су-57Е», — отметил топ-менеджер «Ростеха». И в самом деле, если сделка совершится, российский ВПК получит заказ на миллиарды долларов, которые будут стимулировать выпуск истребителя 5-го поколения уже для нужд ВВС РФ.
В свою очередь, Сюй Гуанюй, старший консультант Китайской ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, заявил, что вполне возможно, что Китай совершит покупку, потому что КНР «предпочитает учится на сильных сторонах других».
Похоже, «Сухой» имеет то, чего нет у китайского аналога. Прежде всего, это касается таких качеств, которые идеально подходят для удара по авианосцам и самолетам АВАКС. J-20, будучи более специализированным истребителем, предназначен для завоевания господства в воздухе. Речь идет не о том, что китайский истребитель лучше или хуже (это может показать только реальная война), а о том, что Су-57 закрывает определенный пробел в структуре ВВС КНР.
Интерес Китая к российским самолетам, адаптированным для морских ударов, не является чем-то новым. КНР в конце 90-х и в начале «нулевых» купила большую партию Су-30 МКК в противокорабельном варианте. По просьбе покупателя эти истребители были модифицированы, в том числе за счет установки дополнительных топливных баков, а также за счет средств дозаправки в воздухе. Они, помимо того, что получили бортовую РЛС, которая «заточена» на обнаружение кораблей, могли нести более мощную по сравнению с Су-30 вооруженную нагрузку.
Всего Китай купил более 70 машин Су-30МКК, а с учетом того, что Су-57 также обладает значительным потенциалом для модернизации под «морской удар», он и впрямь представляет серьезный интерес для ВМС КНР.
Да, новый «Сухой» уступает по такому показателю, как радиолокационное поперечное сечение самолетам-конкурентам J-20 и F-22, однако его радары все-таки позволяют обнаружить и атаковать надводные объекты, не входя в зону видимости РЛС вражеских кораблей. Но самое главное, Су-57 способен нести целый арсенал противокорабельных ракет сверхбольшой дальности и бомб за счет самого большого оружейного отсека среди аналогичных истребителей.
Читайте также
Сбитый F-117: Как потратить $ 3 трлн. за методичку стоимостью 10 копеек
Средства ПВО развиваются быстрее, чем снижается заметность стелс-истребителей
Другими словами, ни один китайский или американский самолет пятого поколения не обладает таким потенциалом «морского удара», как Су-57. Причем все эти преимущества позволяют «Сухому» сбивать также самолеты АВАКС, тем самым заставляя F-22 и F-35 включать бортовые радары и выходить из режима «пониженной невидимости».
Расчеты экспертов из ВВС КНР показывают, что сочетание таких факторов, как скорость, маневренность, невысокое радиолокационное поперечное сечение и мощные сверхзвуковые ракеты истребителя Су-57, несут смертельную угрозу любым американским авиационным комплексам радиообнаружения и наведения уже на дистанции удара 400 км.
А перехват самолетов АВАКС и заправщиков вблизи Японии и над огромным районом Тихого Океана и Юго-Восточной Азии, безусловно, серьезно ослабит ВВС США, поскольку F-22 Raptor и F-35 Lightin, не говоря уже о самолетах 4-го поколения, критически зависят от летающих монстров E-3 Sentry и KC-135 Stratotanker. Ну, а потом в бой вступят уже китайские J-20.
Таким образом, российский истребитель Су-57 получит дополнительное финансирование и, вопреки скептикам, в ближайшие годы станет ударной силой наших ВВС.
Новости Китая: Китай завершил испытания двигателя коммерческой ракеты-носителя
Военные новости: F-22 пробивают воздушный коридор над Чукоткой, нащупывая дыры в системе ПВО