Два месяца шли разговоры о том, что Европейский союз может подчинить «Северный поток – 2» Третьему энергетическому пакету, угробившему в 2014-м «Южный поток». Еврокомиссия предложила поправки к газовой директиве. Согласно им, на морские трубы из третьих стран распространяются те же внутренние правила ЕС, что и на наземные. Поставщик газа не может одновременно быть распределителем газа. Во-вторых, одна компания не может заполнять больше половины мощности газопровода.
Исключения из этих правил допустимы при согласии страны, которая принимает газ, то есть Германии. Но на это также требуется одобрение Еврокомиссии. Так как «Газпром» является и поставщиком, и компанией, которая через своё дочернее предприятие Nord Stream 2 AG прокладывает «Северный поток – 2», возникала угроза недостройки и недозагрузки газопровода.
«Северный поток – 2» – это газопровод протяжённостью 1224 км. Мощность двух ниток трубопроводов составляет 55 миллиардов кубометров газа в год. Единственный акционер Nord Stream 2 AG взял на себя половину расходов на проект – около 4,75 млрд евро. Вторую часть инвестиций вложили европейские компании: англо-голландская Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall. Совокупная стоимость проекта равна 9,5 млрд евро. Завершение проекта запланировано на 2019 год.
Принятый сегодня Евросоюзом документ теоретически сохраняет обе обозначенные выше угрозы, но «Газпром» имеет все возможности избежать их. Что касается строительства «Северного потока – 2», то Россия может создать новую, независимую от «Газпрома» компанию и оформить на неё оставшийся 50-километровый участок газопровода, на который распространяется юрисдикция ЕС.
В плане закачки газа теоретически тоже можно применить аналогичный метод. Чтобы часть поставляемого газа закачивалась не «Газпромом», а другой российской компанией. Но это необязательно делать. По крайней море до тех пор, пока Еврокомиссия не выдвинет ультиматум о необходимости загрузки 50% мощностей другой компанией.
Управляющий партнёр экспертной группы Veta Илья Жарский в беседе с Газетой.ру отметил, что теоретически к прокачке могут быть допущены другие участники европейского рынка. Но де-факто этого не произойдёт, так как в концепции «Северного потока – 2» прописано, что труба из России будет заполнена «Газпромом», потому что именно он выступает единственным экспортёром.
Уверенность и спокойствие царят не только в экспертных, но и в политических и деловых кругах. Министр энергетики России Александр Новак ещё накануне отметил, что новые поправки к директиве «более мягкие, чем тот вариант, который рассматривался изначально», и не повредят строительству «Северного потока – 2». Об этом же говорил и постпред России при ЕС Владимир Чижов, напомнив о возможности Берлина требовать исключений из правил Третьего энергопакета.
Уверенности в завершении и реализации проекта добавляют также два других фактора – авторитет Германии и спрос на энергоносители. Канцлер ФРГ Ангела Меркель многократно защищала газопровод от нападок Вашингтона. Дональд Трамп обвинял её в том, что Меркель вгоняет Европу в зависимость от России.
«Становимся ли мы зависимы от России из-за этого второго газопровода? Я говорю «нет», если мы одновременно проводим диверсификацию», – отвечала канцлер.
Имея солидный политический вес внутри ЕС, Германия и дальше в силах не только довести проект до завершения, но и «выбить» из Еврокомиссии исключения из правил, по которым 50% газа должны загружать другие компании.
Второй важнейший фактор – растущий спрос в Германии и ЕС на российский газ. Представитель компании Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер уже предупредил, что газодобыча в Европе в следующие два десятилетия может упасть на 50%. Падение вызвано «высыханием» месторождений Северного моря. Конкуренты России – США и Катар – предлагают более дорогой газ, а Северная Африка (Алжир, Ливия) политически нестабильна. Так что единственная надежда на Россию.
Цель принятой газовой директивы формально состоит в том, чтобы помешать возникновению монополий на европейском рынке энергетики.
«Это конец эры монополии на европейском газовом рынке, монополии, которая или грозит увеличением цен, либо просто перекрыванием крана», – восторженно заявил председатель комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике Ежи Бузек.
Реальная же задача документа – ограничить влияние России. На этом особенно настаивали наднациональные институты Евросоюза – Еврокомиссия и Европарламент. Последний – в унисон с Конгрессом и Белым домом – вообще предлагал полностью отказаться от «Северного потока – 2», наказав Россию за Скрипалей и взятие в плен украинских моряков после инцидента в Керченском проливе.
Если резюмировать ограничения и возможности поправок к Газовой директиве ЕС, то можно сказать, что они создали юридические препоны против «Северного потока – 2», но на деле вряд ли смогут помешать реализации проекта.