Взаимоотношения российского и немецкого бизнеса в последнее время вызывают всё больше разговоров. И это понятно, потому что речь чаще всего идёт о проекте газопровода «Северный поток — 2», в который вложились «Газпром» и несколько крупнейших немецких компаний. Однако против России действуют санкции США, которые в ряде случаев предусматривают введение вторичных санкций против компаний, сотрудничающих с нашей страной.
Этот факт, впрочем, не останавливает немецкий бизнес. Его представители уже многократно говорили, что с России необходимо снять вообще все санкции, так как они контрпродуктивны. Отечественный рынок — ёмкий и перспективный, открывать в России новые предприятия с участием зарубежного капитала оказалось очень выгодно на фоне падающего рубля.
К этому можно относиться двояко. С одной стороны, новые инвестиции — это хорошо. С другой — сегодняшней России не хватает собственных крупных инвесторов, из-за чего мы и полагаемся на то, что кто-то придёт к нам, например, из Европы и вложит много денег. Но вопрос санкций — не только экономический, но и политический.
Германия расширяет сотрудничество
Как говорится в сообщении на сайте Российско-германской внешнеторговой палаты, в 2018 году немецкие компании инвестировали в Россию 3,2 млрд евро, что стало рекордом за последние 10 лет. Данные приводятся со ссылкой на статистику Бундесбанка. Палата отмечает, что рост инвестиций происходит, несмотря на западные санкции и российские контрсанкции.
«Наряду с такими масштабными проектами, как «Северный поток — 2», возможности российского рынка открывает для себя немецкий малый и средний бизнес», — приводится в сообщении заявление главы правления ВТП Маттиаса Шеппа.
При этом 3,2 млрд евро — это последние данные. Ранее Бундесбанк оценивал объём инвестиций в 2,1 млрд евро, но затем был проведён новый анализ, который и показал рекордные значения. Однако столь существенными вложения оказались лишь за последние 10 лет. В 2006–2008 годах, например, они были серьёзно выше и достигали 7,4 млрд евро. Тогда львиную долю инвестиций в российскую экономику принесла компания Uniper (бывшая E.On). Этот энергетический концерн вложил тогда в российскую энергетику 4,6 млрд евро.
В 2017 году объём немецких инвестиций достиг 2,8 млрд евро, а это значит, что за год на фоне усугубления санкций немецкие компании вложили в 2018 году в Россию на 14% больше средств, чем годом ранее. По словам Маттиаса Шеппа, немецкие компании, которые хорошо знают российский рынок, не боятся санкций и давления. Кстати, эти слова можно рассматривать и как сказанные в пику тем компаниям, которые вспоминают дело основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви и сетуют на то, что теперь в России якобы невозможно вести честный бизнес.
В чём причина?
Конечно, наибольшую роль в росте инвестиций сыграл проект «Северный поток — 2». Он реализуется преимущественно на российские и немецкие деньги, а у самой трубы есть мощная политическая «крыша» — не только российское государство как таковое, но и поддержка со стороны «Газпрома» и президента Владимира Путина, а также канцлера Германии Ангелы Меркель.
Суммарный объём инвестиций в этот крайне важный для Европы проект оценивается в 9 млрд евро. Проект финансируют два немецких гиганта — Wintershall и Uniper, каждый из них вложил по 950 млн евро. Только эти инвестиции уже почти перекрывают объём средств, вложенных немецкими компаниями в Россию в 2017 году.
Однако не будем забывать и про немецкий автопром. С 2014 года вложения автопроизводителя Volkswagen составили уже более 500 млн евро. Средства эти пошли на заводы концерна в Калуге и Нижнем Новгороде.
Как ни парадоксально, но санкции США даже помогли немецким компаниям развиваться в России. В 2014 году из-за санкций произошло обрушение курса рубля. А значит, для крупных компаний на российском рынке всё стало дешевле. Рубль падал и в 2018 году, после введения нового пакета санкций США против России в начале апреля, то есть почти ровно год назад.
Ещё одной подпоркой для инвестиций Германии в Россию стал рост товарооборота между двумя странами. Он вырос на 8,4% и достиг 61,9 млрд евро. Немецкие предприятия нарастили объёмы поставок в Россию на 14,7% — до 36 млрд евро. Россия увеличила поставки на 0,6% — до 25,9 млрд евро.
Перспективы
Как известно, США планируют введение новых санкций против России. Более того, в самой Европе нет единства по «Северному потоку — 2». В данный момент строительство всё ещё блокирует Дания, ряд стран Восточной Европы выступают против газопровода, который на самом деле очень нужен Германии с её экономикой, так как она постепенно отказывается от угля и атома. Боязнь новых санкций, впрочем, не останавливает зарубежный бизнес.
Так, Forbes написал накануне, что США задумывали санкции против госдолга и госбанков России ещё прошлой осенью, затем проект этого документа блуждал по Конгрессу и уже обрёл новую форму. Однако в Вашингтоне не торопятся вводить новые ограничения, в последнее время мы даже почти не слышим никаких заявлений на эту тему.
Это привело к локальному снижению геополитических рисков для России, а кроме этого, российский рынок опирается на растущие цены на нефть. Всё это, пишет журнал, сделало сейчас российский рынок вторым после Китая в списке наиболее бурно развивающихся. В Россию вернулся немецкий Opel, разворачивает производство китайский автопроизводитель Haval, который построил завод под Тулой и собирается строить там по 150 тыс. автомобилей в год.
Как пишет немецкий деловой журнал Wirtschaftswoche, в России сейчас развиваются не только Volkswagen и Opel, с большими надеждами на рынок пришёл и знаменитый производитель Daimler. А своего рода бум на российском рынке происходит с 2012 года.
«Благодаря росту импортных пошлин до 30% Россия создала барьеры для импортных автомобилей. Однако любой, кто построил собственное производство в России, изначально мог свободно импортировать компоненты, необходимые для сборки. После 2012 года производители должны были наращивать мощности до 300 тыс. в год и брать на себя обязательства по производству до 60% компонентов в России. Крупные производители автомобилей, такие как Volkswagen, Ford, Renault, Kia, Hyundai или Toyota, последовали требованию и инвестировали миллиарды. Только Volkswagen потратил в России 1,75 млрд евро на производство автомобилей и на свой завод в Калуге», — написало издание.
Завод Daimler по производству автомобилей Mercedes-Benz открылся в России в начале апреля. В торжественной церемонии по этому поводу приняли участие президент России Владимир Путин и министр экономики Германии Петер Альтмайер. Daimler инвестировал в предприятие более 250 млн евро. И это те средства, которые пока ещё не посчитали в Российско-немецкой внешнеторговой палате и Бундесбанке.
Одним словом, Германия наращивает свои инвестиции достаточно бурными темпами. Надо понимать, что немецкий бизнес, конечно, в известной степени рискует, ведь США пока не ввели новых санкций против России. А прийти на российский рынок всё же сложнее, чем потом уходить с него, сокращая мощности и объёмы продаж. Однако, как и в ситуации с «Северным потоком — 2», речь идёт о том, что выгодно прежде всего самим России и Германии, а США тут ни при чём.
Рост инвестиций означает и повышение политического доверия. Когда Ангела Меркель открыто спорила с Трампом по поводу «Северного потока — 2», политики и бизнесмены в Москве и Берлине услышали нужные сигналы. Оттого вопреки санкциям и «Северный поток — 2» строится, и новые заводы открываются.