Причиной крушения МиГ-31 в Бурятии в 2017 году стало поражение ракетой, выпущенной другим истребителем, который участвовал в маневрах. К такому выводу пришло издание Baza.
Инцидент произошел 26 апреля в районе полигона "Телемба". Пилоты успели катапультироваться и выжили. В Минобороны тогда не назвали причины случившегося. Если бы ей оказалась ошибка пилотирования, этот факт был бы объявлен сразу, пишет издание. В случае же сбоя техники были бы приостановлены все полеты МиГ-31 до окончания проверки, но этого не произошло.
В распоряжении журналистов оказался внутренний документ с анализом инцидента, подготовленный ОАО "Авиапром".
"...Авария самолета МиГ-31 явилась следствием упущения в деятельности должностных лиц при организации ЛТУ (летно-тактических учений — прим.) (на ЛТУ был применен способ поиска и уничтожения цели двумя самолетами МиГ-31, не исключавший их взаимного попадания в зону разрешенных пусков управляемых ракет Р-33)...", — говорится в отчете.
Как уточняется, Р-33 стоит на вооружении самих МиГ-31. Иными словами, самолет был сбит другим истребителем, принимавшим участие в маневрах. Ответственность за уничтожение самолета военные полностью возложили на экипаж и должностных лиц, которые занимались обеспечением полетов на полигоне.
...авария самолета МиГ-31 вследствие нарушения экипажем мер безопасности и задания на полет, выразившееся в преждевременном включении бортовой радиолокационной станции самолета на излучение штурманом и несанкционированном пуске управляемых ракет Р-33 командиром корабля, приведшего к огневому поражению резервного истребителя МиГ-31...
По мнению экспертов, составлявших документ, причиной инцидента стали ошибки системы управления вооружением С-800 "Заслон". Эта система применяется только на МиГ-31 и включает в себя РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, теплопеленгатор 8ТК, прицельно-пилотажный индикатор и запросчик опознавания — часть системы "свой-чужой". Экипаж обычно включает радар "Заслона" уже в зоне атаки и, получив идентификационные данные от других самолетов, принимает решение об атаке. Из-за сбоя система посчитала второй истребитель из пары "чужим". Но в отчете обвинили в этом и членов экипажа.
Нештатная работа системы управления вооружением С-800 (захват резервного истребителя МиГ-31 с признаком "цель чужая" и постановка его на атаку) не насторожила членов экипажа, и они продолжили выполнение задания.
Специалисты указывают на то, что катастрофа 26 апреля не первый инцидент, произошедший из-за сбоя "Заслона", однако ошибки системы могли быть не исправлены из-за того, что скрывались аналогичные ситуации, случавшиеся ранее. В документе не указываются конкретные детали сбоя С-800, а также то, почему персонал военной части, знавший о проблеме, не принял мер, которые могли бы предотвратить происшествие.
AR-симуляция инцидента