Слухи о том, что Донбасс встретит президентские выборы на Украине переходом на российские паспорта, подтвердились. Президент России Владимир Путин подписал указ об упрощении процедуры получения гражданства РФ жителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Означает ли это, что на идее «впихнуть» Донбасс в состав Украины отныне можно поставить крест?
Президентский указ предусматривает, что с заявлениями о получении гражданства Российской Федерации по упрощенной процедуре могут обращаться жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (ОРДЛО). Отныне для этого им не нужно непрерывно проживать в России в течение пяти лет, иметь законный источник средств к существованию, подтверждать уровень знания русского языка.
Если заглянуть в законы, на которые ссылается президент РФ, то выясняется, что и подавать заявление об отказе от имеющегося гражданства не нужно. То есть при прохождении упрощенной процедуры люди сумеют сохранить украинское гражданство (хотя по законам Украины это запрещено).
В Донбассе слухи о скорой выдаче российских документов сопровождались разговорами о том, что для их получения украинский паспорт придется сдать. Как будет на самом деле, покажет время.
Вопрос сохранения или отказа от гражданства Украины отнюдь не праздный. Если при получении новых паспортов жители Донбасса будут сохранять старые, шанс для реализации Минских соглашений остается.
В противном случае сценарий возвращения региона обратно в Украину представить трудно.
Уходящий президент Украины Петр Порошенко заявил, что «незаконная выдача паспортов РФ по так называемому южноосетинскому и приднестровскому сценарию — это попытка оправдать и легитимизировать военное присутствие России на оккупированной территории Донбасса». «Цель России очевидна — обнулить Минские договоренности, где четко прописаны ее обязательства… Вместе с минскими обязательствами Москва рассчитывает избавиться и от санкций», — считает Порошенко.
Конечно, РФ не является стороной конфликта и не имеет обязательств выполнять Минские соглашения. Да и в президентском указе республики Донбасса именуются так, как записано в тексте мирных договоренностей. Если бы Москва хотела окончательно сжечь все мосты, паспорта выдавали бы жителям ДНР и ЛНР, а не ОРДЛО.
Очевидно, минимальный шанс реализовать минский сценарий все же остается. Проблема в том, что Киев, который и раньше этому противился, получил еще один повод уклоняться от своих обязательств. И здесь по большому счету не важно, о какой власти — старой или новой — идет речь. По вопросу Донбасса у Зеленского и Порошенко нет никаких расхождений.
Если вчитаться в текст Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, то можно обнаружить, что президенту Украины в их имплементации отводится не главная роль. Ключевой момент договора — это конституционная реформа и принятие постоянного законодательства об особом статусе ОРДЛО. То есть самую важную политическую часть договора должен выполнять парламент.
Что будет, если Верховная рада откажется менять Конституцию? Этим вопросом никто не задается, хотя в этом вопросе заложена серьезная «мина» Минского процесса. Нынешний созыв Верховной рады, к примеру, ни за что не одобрил бы Конституционную реформу. А заставлять его никто не вправе.
Впрочем, и эта правовая коллизия — часть более глубокой проблемы.
Украина просто не знает, что делать с Донбассом.
Режиму Порошенко этот оплот пророссийских настроений на востоке страны и даром не нужен, но публично отказаться от него Петр Алексеевич по известным причинам не мог. В обществе тоже нет ответа на вопрос, нужно ли соблюдать Минские соглашения (изначально широкими слоями населения они воспринимались как предательские). Нужно ли вообще возвращать Донбасс?
У Зеленского нет ответа на этот вопрос, но это только полбеды. Куда страшнее, что ответ на него не может дать сама страна.
В царящей атмосфере неопределенности начать выполнять Минские соглашения означает тут же прослыть предателем и «агентом Кремля». Зеленский на это, конечно, не пойдет.
С другой стороны, и Москва ставит его в незавидное положение. Не успел он стать президентом, а уже оказывается перед фактом, что жители Донбасса будут получать российские паспорта. Если бы Зеленский хотел реализовать план мирного урегулирования конфликта, для него это стало бы сигналом: медлить больше нельзя.
Но что может сделать вчерашний шоумен, когда на него давят и указ президента России, и отсутствие консенсуса по вопросу Донбасса внутри его собственной страны?
В теории у нового президента остается единственный выход — провести общенациональный референдум.
Это, кстати, отлично укладывается в логику его предвыборной кампании. «Хочу напомнить, что именно воля народа, высказанная на референдуме 1 декабря 1991 года, родила Украину как государство, — читаем в программе кандидата Зеленского. — С того времени у нас не было референдумов, на которых народ решал бы что-то. Мой первый законопроект: «О народовластии». В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии».
Если страна не знает, что делать с Донбассом, почему бы не поставить вопрос ребром? Согласна ли Украина принять условия «предательских» Минских соглашений и согласиться с особым статусом Донбасса? Речь идет не о каком-то протокольном политическом решении — на кону территориальное и политическое устройство государства. Решать такие вопросы народ должен непосредственно.
Результаты референдума во многом зависели бы от позиции самих властей. Предположим, что Зеленскому удалось убедить народ в безальтернативности Минских соглашений.
В таком случае у него автоматически появляется возможность начать их реализацию, не опасаясь прослыть «агентом Кремля». Все вопросы к народу!
Потенциальная проблема Верховной рады тоже снимается. У парламента не будет другого выхода, кроме как выполнить волю украинцев и законодательно закрепить особый статус Донбасса.
Другое дело, что результат референдума с высокой долей вероятности окажется противоположным — народ отвергнет Минские соглашения.
Тогда перед Украиной встанет еще один выбор: возвращать неподконтрольные территории силой или отказаться от них? Для Киева не подходит ни то, ни другое. Положение может оказаться безысходным. Но безысходность — это, пожалуй, лучше, чем вечная неопределенность.
Сможет ли Зеленский остановить выдачу российских паспортов, если встанет на путь реального урегулирования конфликта? Очевидно, нет.
Однако в случае с новым указом Путина многое будет зависеть от правоприменительной практики.
Донбасс может быть «паспортизирован» почти поголовно, а могут появиться бюрократические препоны, из-за которых заниматься оформлением документов будут только те, кто собирается жить и работать в России.
Примечательно, как новость о выдаче российских паспортов комментирует Владислав Сурков: «Украина отказывается признавать их своими гражданами, вводя экономическую блокаду, не допуская их на выборы, применяя против них военную силу». То есть если ситуация каким-то чудным образом изменится и жителям Донбасса будут возвращены права украинских граждан, Москва в теории может пересмотреть свое решение.
Пока мы не наблюдаем даже намека на возможность такого сценария.
Указ президента Путина скорее станет для Зеленского оправданием бездействия в решении конфликта. Но и с мечтами задавить Донбасс силой Киев может распрощаться — под предлогом защиты своих граждан Россия не позволит этого сделать.