Эксперт в области минно-торпедного вооружения Максим Климов опять бьет в набат. На сей раз по поводу беззащитности российского флота, не способного противостоять «минному терроризму». В первую очередь это связано с отсутствием на тральщиках современных средств обнаружения мин. Однако представляется, что это проблема более глобальная.
Собственно, корабли противоминной обороны даже не устаревшие, а в своем большинстве архаичные. На подавляющем большинстве тральщиков установлена гидроакустическая станция активной гидролокации МГ-89 «Серна», предназначенная для обнаружения якорных мин (на расстоянии до 1200 м) и донных мин (400 м). Она была разработана в НИИ «Бриз» в 1969 году. И, как утверждает Климов, ни разу не модернизировалась.
Это не вполне так. Существует более поздняя модификация — МГ-89М «Серна-М» с улучшенными характеристиками. Дальность обнаружения донных мин возросла вдвое и составила 800 м. Точность определения по дальности увеличилась до 3 м, по курсовому углу — до 1 градуса. Поисковая скорость корабля — 8 узлов.
Надо сказать, что «почтенный возраст» ГАС поиска мин — это еще не приговор. В США почти в одно время с «Серной» была принята на вооружение аналогичная станция AN/SQQ-32. И до сих пор она используется на американских тральщиках. Правда, периодически модернизируется. Во время Войны в Персидском заливе использовалась вторая модернизация. Сейчас собираются принимать на флот четвертую.
Читайте также
МиГ-35: Самолет, не вписавшийся в систему «свой-чужой»
Почему еще один новейший истребитель «не нужен армии»
Так вот, «Серна-М» по характеристикам слегка опережала вторую модификацию AN/SQQ-32. Ну, а сейчас процесс обновления у нас, действительно, притормозился. Собственно, это касается не только и не столько отдельно взятой ГАС, но всего противоминного флота в целом.
После развала Советского Союза на противоминный флот практически не обращали никого внимания, и он «успешно» разваливался и дряхлел в отсутствии финансирования и новых разработок. То есть происходило «естественное старение». Правда, сравнительно недавно спохватились и начали что-то делать. О чем чуть позже.
В нулевые годы дело дошло до того, что в ВМФ практически не осталось морских тральщиков, способных осуществлять проводки кораблей в дальних походах. И в 2000 году была введена практика использования для этих целей базовых тральщиков, которые по уровню мореходности должны работать в районе военно-морских баз.
На всех четырех российских флотах сейчас эксплуатируются 13 морских тральщиков (МТЩ). На Каспийской флотилии нет ни одного МТЩ. Нет и на Балтийском флоте (хоть «Александр Обухов» и числится морским, но в действительности от всего лишь базовый). Подавляющее большинство кораблей было введено в строй ВМФ Советского Союза в 70-е годы. В лучшем случае — в начале 80-х. Мало того, что они уже сильно изношены, так на них установлено совершенно допотопное оборудование обезвреживания мин — только лишь контактные тралы, плохо приспособленные к борьбе с минным оружием нового поколения. Это корабли проектов «Аквамарин» 266, 266 М.
Особого внимания заслуживает морской тральщик проекта 1332. В 1973 году в Клайпеде был построен рыболовецкий траулер. В конце 70-х по «мобилизационному предписанию» его призвали на военные учения. В 1985 году переоборудовали в морской тральщик и приписали к Беломорской военно-морской базе.
Наиболее приспособленными для борьбы с современным минным оружием являются лишь 3 из 13 МТЩ. К ним относятся два корабля проекта 12660 «Железняков» (Черноморский флот) и «Владимир Гуманенко» (Северный флот), построенные в 90-е годы. Полное водоизмещение — 1230 тонн. Дальность плавания — 1500 миль.
Это единственные тральщики, способные уничтожать глубоководные мини-торпеды и гидроакустические буи противника на глубине до 1000 метров. Благодаря этому они могут обеспечивать вывод атомных подводных лодок в оперативную зону моря и океана. Вот только непонятно, что делает тральщик с такими возможностями на Черноморском флоте.
Самый современный и эффективный морской тральщик — корабль проекта 02668 шифр «Агат» «Вице-адмирал Захарьин». Он был заложен в 1990 году и строился для ВМС Вьетнама. Однако в 2008 году был принят в состав Черноморского флота. Водоизмещение — 850 тонн. Дальность плавания — 3000 миль. «Вице-адмирал Захарьин» за счет использования современного поискового и нейтрализующего оборудования способен уничтожать мины последнего поколения, которые отличаются как большой скрытностью, так и сложным алгоритмом срабатывания от различных физический полей.
На тральщике установлены достаточно «молодые» ГАС «Ливадия» и «Анапа-П». Использованы искатель-уничтожитель мин КИУ-1, быстроходный контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-4, акустический трал АТ-3, шнуровые заряды ШЗ-1 или ШЗ-2, автоматизированная система управления противоминными действиями (АСУ ПМД) «Диез».
Все это прекрасно. Плохо, что наша судостроительная промышленность осилила строительство только одного такого корабля.
Впрочем, в 2016 году у нас появился еще один прекрасный морской тральщик — «Александр Обухов» проекта 12700 шифр «Александрит». Появился самым чудесным образом. Корабль строился как базовый тральщик. Но в 2017 году одним росчерком пера главнокомандующий ВМФ Владимир Королев перевел его в класс морских. Хоть по мореходности корабль до этого класса не дотягивает.
Вначале планы были грандиозными — предполагалось построить 20 «Александритов». Но в результате двух корректировок количество довели до 8-и. Правда заявили, что в долгосрочной перспективе таких кораблей будет 40.
В настоящий момент в строю два тральщика — «Александр Обухов» и «Иван Антонов». Строятся еще 4 — «Георгий Курбатов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев» и «Петр Ильичёв». Подписан контракт еще на 2 тральщика.
На этом корабле все сделано для того, чтобы минимизировать различные поля, им излучаемые. Потому что современные мины срабатывают и на магнитное поле, и на электромагнитное, и на акустические волны. Поэтому его корпус изготовлен из стеклопластика. Но поскольку на тральщике достаточно металла, то имеется аппаратура размагничивания. Электромагнитные волны замыкаются внутри корабля за счет экранирования. С шумами справились, используя те же приемы, которые применяются и при строительстве подводных лодок.
Читайте также
Минус 43%: Русская авиация свалилась в штопор
Правительство пытается убедить нас, что падение отрасли — это нормально
Оборудование для обнаружения и уничтожения мин на «Александрите» самое современное, превосходящее по возможностям оборудование «Вице-адмирала Захарьина». Есть не только стационарные ГАС, но и буксируемые. Более гарантированно и безопасно происходит уничтожение акустических и электромагнитных мин. Есть спускаемый на глубину до 300 метров автономный аппарат, а также одноразовые телеуправляемые «киллеры», подрывающиеся при уничтожении мин. Предусмотрен телеуправляемый катер, который для тральщика должны были построить французы. Однако их разработка оказалась слишком крупной — катер не удалось разместить на «Александре Обухове». После чего в России началась разработка своего катера с необходимыми габаритами.
Главком ВМФ, меняя статус кораблей проекта 12700, хотел заделать пробоину, образовавшуюся в сегменте морских тральщиков. Однако получается «тришкин кафтан» — в сегменте базовых тральщиков не менее печальное положение дел. В настоящий момент на четыре флота и одну флотилию их 21. Относятся к проектам 1265 и 12650 шифр «Яхонт». У большинства из них срок службы приближается к 40 годам. Соответственно, и оборудование на них установлено столь же древнее. Именно их и собирались заменять «Александритами». Но теперь нечем, новых проектов разработки БТЩ не существует. Как не существует и проектов МТЩ.
Военные новости: МиГ-35: Самолет, не вписавшийся в систему «свой-чужой»
Военные технологии: Японцы намерены увеличить дальность противокорабельных ракет вдвое