Минфин США готов расширить перечень стран — валютных манипуляторов, добавив туда Россию. Как отмечает агентство Bloomberg, всех фигурантов списка ждут «определенные рыночные последствия». Почему занижен курс рубля и какие возникают угрозы в связи с обвинениями американского финансового ведомства?
Есть подозрения
Сейчас в вашингтонском списке валютных манипуляторов 12 государств. Минфин скоро представит конгрессу обновленную и расширенную версию. Как утверждает агентство Bloomberg, ссылаясь на источники, знакомые с докладом Казначейства США, там окажется и Россия.
Указывают на две главные причины для этого: систематические интервенции Центробанка на внутреннем валютном рынке и профицит текущего счета платежного баланса.
Резкое увеличение этого показателя, отражающего разницу между основными валютными потоками в страну и за рубеж, может указывать на то, что власти ограничивают граждан и компании в покупке импортных товаров (в частности, искусственно девальвируя валюту).
По стандартам Минфина США, естественное увеличение профицита текущего счета платежного баланса не может превышать два процента ВВП. Больше — значит, манипуляции с валютным курсом. Между тем в прошлом году платежный баланс России показал самый высокий рост профицита за всю историю подсчетов: в 3,5 раза — до почти 115 миллиардов долларов, что составляет около семи процентов ВВП.
Этому способствовала прежде всего достаточно дорогая нефть. Увеличение экспортных доходов в сочетании с умеренно слабым рублем привело к резкому росту положительного сальдо платежного баланса.
Игра в девальвацию
В манипулировании валютой США неоднократно обвиняли Китай. Так, в 2016 году Дональд Трамп говорил, что Пекин намеренно девальвировал юань, чтобы снизить конкурентоспособность американских компаний. А в апреле прошлого года обрушился с критикой и на Россию.
«Россия и Китай играют в девальвацию валют, в то время как США продолжают поднимать процентную ставку. Неприемлемо!» — заявил Трамп в своем твиттере.
Недовольство Вашингтона вполне объяснимо: ослабление национальной валюты не только обеспечивает стране большие валютные доходы, а экспортерам — дополнительную курсовую прибыль от конвертации валютной выручки, но и делает импортные товары более дорогими, обеспечивая местных производителей конкурентными преимуществами. В итоге страна-манипулятор меньше импортирует и больше экспортирует, что, разумеется, невыгодно ее торговым партнерам.
«В данном случае американцы правы: Россия манипулирует курсом национальной валюты, — отмечает портфельный управляющий компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. — В рамках бюджетного правила на все доходы от продажи нефти по цене свыше 40 долларов за баррель наш Минфин покупает валюту и направляет ее в бюджет. В целях бюджетного правила ясно говорится: это делается для того, чтобы снизить зависимость экономики от цен на нефть — то есть, по сути, манипулирование с целью поддержания низкого курса рубля прописано в решениях правительства».
Большая скупка
То, что курс рубля искусственно занижается, российские монетарные власти, в общем-то, и не скрывают. В феврале 2017 года, когда нефть подорожала до 55 долларов за баррель, Минфин начал покупать валюту на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. В результате курс доллара закрепился ниже 60 рублей. Объем операций был невелик и не превысил 12 миллиардов долларов. Впрочем, уже с 2018-го масштабы скупки валюты резко возросли: на это выделили свыше четырех триллионов рублей, то есть 20 процентов доходов бюджета, Минфин купил 65 миллиардов долларов.
В итоге, несмотря на то, что с начала интервенций нефть подорожала до 70 долларов за баррель, рубль потерял порядка 12 процентов к доллару, курс которого поднялся до 65 рублей.
По оценкам Нигматуллина, валютные интервенции добавили доллару около десяти рублей. «При отмене интервенций, бюджетного правила и дополнительных покупок валюты доллар бы стоил порядка 55 рублей», — предполагает аналитик.
Эксперты указывают и на то, что американцы сами способствуют ослаблению рубля: к значительному снижению курса российской валюты осенью прошлого года привели введенные Вашингтоном санкции и угроза новых, которые по-прежнему планируются.
Помощник президента России Андрей Белоусов обратил внимание также на то, что и недавнее повышение пошлин США на китайские товары способно ослабить рубль. В то же время он подчеркнул: снижение курса нацвалюты «объективно повысило конкурентоспособность российской экономики».
Квартал на раздумья
Каких-то значимых последствий от объявления России одним из «валютных манипуляторов» ждать не стоит, уверяют экономисты. Это не приведет к немедленным новым санкциям. Но, учитывая непростые межгосударственные отношения, такую перспективу нельзя не иметь в виду. Другое дело, что монетарные власти США сами не особо торопятся с санкциями.
«До тех пор пока нет альтернатив российским нефти и газу, никаких существенных ограничений не может быть в принципе, — полагает экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. — Подобные заявления громко звучат, но не более того».
Аналитик отмечает, что сейчас для США намного острее проблема торгового спора с Китаем. От былой уверенности в скором урегулировании ситуации, похоже, не осталось и следа: конфликт развивается в сторону эскалации. Эффект новых пошлин будет заметен уже через квартал.
«Поэтому у них есть около трех месяцев, чтобы договориться хотя бы частично. Если Трамп упрется, то в конце лета и осенью мы можем получить полномасштабный суровый кризис, сопоставимый с коллапсом 2008 года», — предупреждает Хестанов.