Материал комментируют:
Михаил Рощин
Военно-политическая обстановка вокруг Персидского залива накаляется прямо на глазах. В субботу король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд созвал экстренный саммит в связи с обострением отношений с Ираном, передает SPA. Как рассказал агентству источник в МИД королевства, к участию приглашены страны Лиги арабских государств и Совета сотрудничества государств Персидского залива.
Между тем, американцы готовят прямое военное вторжение в Иран. Правда, пока — больше на бумаге. Поскольку понимают: повторить «маленькую победоносную войну», как было в Ираке в 1990 или даже в 2003 годах, им не удастся. В случае начала реальных боевых действий те могут затянуться на долгие годы. И ударить рикошетом по десяткам стран.
«Ракетный удар США по Ирану неминуем и приведет к открытию «врат ада», — пишет ливанская газета Ad-Diyar. И продолжает: «Готовьтесь к великой американо-иранской войне».
Так что же там сегодня происходит?
Вместо людей пока воюют боевые дроны
Всю неделю с Ближнего Востока шли крайне тревожные вести. Причем, главным их «поставщиком» теперь оказалась вовсе не Сирия, а Иран.
13 мая в исключительной морской зоне Объединенных Арабских Эмиратов, близ входа в Ормузский пролив, были подорваны четыре нефтеносных танкера. По словам министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха, из пострадавших в исключительной экономической зоне ОАЭ (200 морских миль) нефтеналивных судов два принадлежат его стране. По крайней мере, еще одно — под норвежским флагом.
Танкеры направлялись в Персидский залив. Впрочем, как поспешили заверить арабские официальные лица, никакой угрозы судоходству в Ормузском проливе пока нет. Нет ни разливов нефти, ни человеческих жертв. Но все может измениться к худшему в считанные дни.
Что важно: ни одна страна или вооруженная группировка пока не взяли на себя ответственность за диверсии. Но неожиданно в субботу, 18 мая, Ассоциация норвежских морских страховщиков NSMWRIA сообщила, что на танкеры напало некое надводное судно, выпустившее по ним осколочные снаряды-дроны.
Норвежцы возложили ответственность за атаку на Корпус стражей исламской революции Ирана. И хотя это, конечно, нельзя считать официальным заявлением, но все же факт налицо!
Читайте также
Сирия: «Россия арестовала 11 шпионов-иранцев на базе «Хмеймим»
Что на самом деле происходит в провинции Латакия
Тем более, что накануне, в четверг, заместитель министра обороны Саудовской Аравии Халид бин Салман напрямую обвинил Иран в организации диверсии на магистральном нефтепроводе, принадлежащем государственной нефтяной компании Saudi Aramco. По словам министра энергетики сайдовцев Халида аль-Фалиха, трубопровод тоже атаковали беспилотники со взрывчаткой с территории Йемена, которую контролируют повстанцы-хуситы из движения «Ансар алла». Считается, что их поддерживает финансами и вооружениями Тегеран.
Aramco была вынуждена приостановить прокачку нефти по взорванному трубопроводу (а вот нефтедобыча не прекращалась).
Ответная реакция Саудовской Аравии на «иранские» диверсии не заставила себя ждать. Саудовская боевая авиация тут же атаковала йеменскую столицу Сана. Результатом этого ракетно-бомбового удара стало большое количество жертв среди мирных жителей. Среди раненных — и две гражданки России.
На словах Трамп — агнец. На деле — акула
Поддержку Саудовской Аравии и ОАЭ поспешил выразить и Египет. Невольным союзником перечисленных арабских государств оказался и Израиль. Как пишет влиятельная газета The New York Times, израильские спецслужбы предоставили Вашингтону разведывательные данные о готовности Ирана нанести удары по объектам США и их союзников в Персидском заливе.
На растущую напряженность вокруг Ирана отреагировали многие официальные лица, включая генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша. Американский президент Дональд Трамп, который прежде высказывался об Иране исключительно в агрессивном тоне, - и тот заявил, что, дескать, не заинтересован в прямом вооруженном конфликте с Ираном.
Правда, слова американского президента демонстративно резко контрастируют с действиями Пентагона: США отправили в Персидский залив целую эскадру во главе с авианосцем Abraham Lincoln, на борту которого почти сотня боевых и разведывательных самолетов и вертолетов. Одновременно с этим The New York Times сообщила о разработанном врио министра обороны США Патриком Шэнахэном плане по отправке на Ближний Восток 120 тысяч американских военнослужащих. На случай, если Иран все же предпримет попытку напасть на объекты США или их союзников в регионе.
В ответ командующий Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами заявил, что его страна готова к прямому военному столкновению с США, которые генерал-майор назвал «бумажным тигром с остеопорозом».
Профессор Рощин: война в Сирии покажется нам небольшим конфликтом
О том, насколько вероятна возможность прямого военного столкновения Ирана и США, «Свободная пресса» поговорила с экспертом по Ближнему Востоку, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
— Я пока ничего не вижу, кроме взаимных угроз. Обычно американцы основательно готовятся к серьезной войне. Скажем, хотя Джорджа Буша-младшего часто критиковали за недостаток интеллекта, он готовил вторжение в Ирак очень тщательно. Создал коалицию и добился определенной международной поддержки. Здесь ничего подобного пока нет.
Читайте также
Конгресс США решил прикончить СНВ-3? России это даже выгодно
Почему планируемая Трампом «ядерная сделка» между Москвой, Пекином и Вашингтоном может не состояться
«СП»: — Возможно, американцы больше надеются на военную помощь не Европы, а арабских монархий? Уже ведь выразили готовность воевать ОАЭ, Саудовская Аравия и даже Египет!
— Из тех стран, что вы назвали, только Египет в состоянии вести нормальные боевые действия. Но что-то не верится, что он готов ввязаться в полномасштабную войну с Ираном. Зачем Каиру это? Непонятно!
Наземная операция в Иране пока просто не подготовлена. И, если вдруг начнется, точно не станет «прогулкой», как американское вторжение в Ирак. Тогда американцам удалось «перекупить» на свою сторону многих иракских генералов, включая руководителя обороны Багдада. С Ираном такое не пройдет!
Кроме того, авиаудары по Ирану или война на море могут привести к прямому вторжению иранских сил и «Хезболлы» на территорию Израиля. Тогда точно всем нам мало не покажется!
А к чему может привести реальная морская война в Персидском заливе — Иран недавно дал понять. Мне кажется, «горячие» головы в Вашингтоне после этого стали успокаиваться.
«СП»: — Но зачем тогда продолжать все это «бряцание доспехами»: обвинения Ирана в диверсиях, морские маневры у его берегов?!
— Сейчас, когда Трамп наконец-то отбился от нападок американских демократов, для него ввязаться в отчаянную авантюру в Иране стало бы политическим самоубийством. Я думаю, в случае с Ираном он применяет свою классическую тактику блефа и угроз.
А вот вполне возможны, думаю, не наземная операция, а точечные авиаудары по иранской территории. Но с их помощью нельзя выиграть войну — можно только обозлить иранское руководство.
В принципе, иранцы вместе с «Хезболлой» в ответ могли бы обострить обстановку на сирийско-израильской границе.
«СП»: — Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что он против войны. А вот его генералы — напротив, вовсю ратуют за нее.
— Иран, понятно, настроен по-боевому. У него есть солдаты и офицеры, которые приобрели боевой опыт в Сирии. Американцы будут Иран и впредь провоцировать. Но они, повторяю, еще не готовы к большой войне. Хотя, безусловно, в Персидском заливе намечается сползание к новому военному конфликту, по сравнению с которым длящаяся восьмой год война в Сирии человечеству покажется скромных размеров вооруженным конфликтом.
Тем временем
Министр иностранных дел КНР Ван И провел с госсекретарем США Майком Помпео телефонный разговор, в ходе которого призвал США действовать осторожно с Ираном и не нагнетать обстановку. Об этом в субботу, 18 мая, сообщило «РИА Новости» со ссылкой на внешнеполитическое ведомство Китая.
«Мы надеемся на то, что все стороны будут сохранять сдержанность, действовать осторожно, чтобы избежать эскалации напряженности», — сказал Ван И.