Материал комментируют:
Юрий Гаврилов
Вопросы ценообразования при закупках истребителей пятого поколения в России и США, надо полагать, кардинально отличаются в силу разных обстоятельств, в том числе экономического характера. При этом есть одно сходство в этом достаточно щекотливом, потому как денежном, деле — в них принимают участие президенты стран. Вот Дональд Трамп неоднократно нелестно отзывался о F-35, в том числе и из-за «неконтролируемой» цены на этот самолет, чем доводил компанию-производителя Lockheed Martin до истерики.
В итоге заявленная на 2019 год стоимость этого истребителя определена в 85 миллионов долларов, вместо изначальных 108?112 миллионов. Существенную «скидочку» сделал американский авиапром! Владимир Путин своему истребителю Су-57 определил планку 20-процентного снижения цены, когда в итоге стоимость самолета может приблизительно составлять 2,23 миллиарда рублей (вместо более 3 млрд.).
Американцы усомнились в такой реальной стоимости Су-57 и сочли, что за 170 миллиардов рублей произвести 76 новых истребителей, о необходимости которых заявил Путин, просто невозможно. Но здесь необходимо учесть, что при внутренних закупках, в отличие от экспортных контрактов, приобретается, собственно, авиатехника, без дополнительного оборудования, боеприпасов. В эту сумму не включается стоимость подготовки пилотов, наземного оборудования — самолет идет в войска в «голом» виде, что существенно снижает его цену, при этом впоследствии на него придется затратиться по другим статьям Минобороны.
Читайте также
Неравный бой: Против 76 Су-57 Америка выставит 500 F-35
Россия собирается выпускать по 8 новейших истребителей в год, а США их «клепают» сотнями, наращивая мощь и снижая цену
Денег в оборонном бюджете на приобретение 76 «путинских» Су-57, безусловно, хватит, тем более что военный бюджет РФ, ориентированный в результате полного экспортозамещения на рубли, несколько подрос, и в 2018 году составил 2,73 триллиона рублей! То есть, если даже построить 100 истребителей по цене не в «заниженные» 2,23 млрд., а в «полноценные» 4 миллиарда, то это будет всего лишь 400 млрд. — менее 15% военного бюджета страны за один только год! А если учесть, что озвучены планы поставить на вооружение трех полков ВКС (по 24 машине в каждом) Су-57 до 2027 года, то речь идет о выпуске 10?12 истребителей в год. Цена вопроса — вполне приемлема.
Предполагается, что эти полки пятого поколения прикроют в перспективе основные стратегические направления — Дальний Восток, Юг России и северо-западное направление, которое можно считать наиболее потенциально опасным. Еще четыре истребителя, как предполагается, попадут в 4-й Центр боевой подготовки ВКС в Липецке, где летчики-инструкторы начнут обучение молодых пилотов.
В принципе, 76 истребителей, пусть даже и нового поколения, это не так уж и много, тем более в масштабах такой страны, как Россия (около 3600 военных летательных аппаратов и еще около тысячи на хранении — больше только в США). Однако их боевое применение изначально предполагалось в виде своеобразного воздушного спецназа, группы высокотехнологической поддержки в воздухе остальных самолетов, как истребителей, так и бомбардировщиков. Это такой летающий куратор в воздухе, который способен как сам наносить удары по наземным целям и эффективно вести воздушный бой с самолетами противника, при этом обеспечивать боевую работу групп других самолетов.
— Су-57 нельзя рассматривать как некую панацею в достижении превосходства в воздухе, — считает военный эксперт полковник Юрий Гаврилов. — Вот, мол, появился, истребитель пятого поколения, он и наведет шороху. Такого в отечественных ВВС никогда не было, чтобы ставка делалась на какой-то один конкретный самолет — «короля» всегда сопровождала «свита», которая тоже должна соответствовать. Параллельно с созданием ПАК ФА, где помимо нынешнего Су-57 шли разработки и МиГа, «изделия 1.44», большое внимание уделялось и модернизации уже действующих истребителей, с доведением их до уровня 4+ и 4++.
Сегодня в строю находятся отличные боевые самолеты, такие как Су-35, Су-30СМ, Су-27СМ3, ряд других модернизированных машин, которые практически не уступают новому поколению истребителей. Ведь нельзя было взять и похоронить весь авиапарк отечественных боевых машин, тем более что их потенциал рассчитан еще на десятилетия вперед.
Читайте также
Сирия: «Россия арестовала 11 шпионов-иранцев на базе «Хмеймим»
Что на самом деле происходит в провинции Латакия
Но надо понимать, что и цена вопроса тоже имеет значение. Произвести Су-57 практически с нуля стоит немало денег, и бросить весь бюджет только на новую разработку было бы безумием. Понятно, что большая часть бюджетного «пирога» ушла именно на него, но и «крошки» от него на модернизацию существующих моделей были весьма приличными. Неважно, сколько именно сейчас будет Су-57 в строю — 10 или 76, небо закрывают другие истребители. Вероятно, что лет через 15?20 их процентное соотношение будет выше, при этом надо понимать, что к тому времени уже появятся истребителя шестого или уже седьмого поколения, когда «пятьдесят седьмые» будут служить им в качестве прикрытия.
В Минобороны считают, что три полка Су-57 до 2027 года в составе ВКС будет вполне достаточно. При необходимости их можно будет перебрасывать для «усиления» на тот или иной участок страны, и наращивать воздушную группировку, сообразуясь целесообразностью их применения. Тут дело не в количестве одного типа самолетов, а именно в общей боевой мощи всей воздушной группировки, где с высокими боевыми возможностями используются и другие истребители.
Военные новости: Путин — военным: Готовьтесь сбивать то, чего в мире еще нет
Военные технологии: Путин заявил о необходимости поставить в войска новейшие вертолёты Ми-28НМ