Новейший истребитель пятого поколения Су-57 запущен в серийное производство. Как и обещали самые разные должностные лица, начиная от руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, который посулил поставить в армию первую серийную партию из 12 машин уже в 2019 году, и заканчивая министром обороны Сергеем Шойгу, который полностью поддержал сию инициативу.
Объявление к юбилею
Сообщение об этом принципиальной важности событии, пролетевшее по всем информагентствам, вышло, на первый взгляд, несколько демонстративно-юбилейным.
«Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей… в 2019 г. запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолётов», – значится всего-навсего в брошюре, изданной по случаю 80-летия ОКБ им. Сухого.
Понятно, что хотели как лучше, но получилось этак смазано. Словесами. А не настоящим медийным праздником, коего это долгожданное событие, несомненно, достойно.
Ведь что такое – Су-57?
Не будем пока о боевых и технических характеристиках. Поговорим о том, что запуск этого проекта означает с точки зрения коммерческой и информационной. То есть с точки зрения тех театров, на которых боевые действия между Западом и Россией ведутся в нынешнее технически мирное время.
У США, Запада имеется F-35. Сравнимый по качествам самолёт пятого поколения. Который они начали делать раньше, взяв, впрочем, за основу чертежи нашего так и не доведённого до ума Як-141. Из-за многих недостатков не доведённого, вообще-то, причём таких, которые не могли быть исправлены в силу самого изначального технического проекта этого палубного истребителя с вертикальным взлётом и посадкой.
Но! У Запада он имеется. То есть болеет детскими и генетическими болезнями, но – летает. В разных странах. И даже чуть-чуть воюет. А значит, по факту исправляет замеченные недостатки.
В этом смысле Су-57 с законтрактованным первоначальным количеством в 76 серийных машин – модель во всех смыслах американца догоняющая.
Однако здесь заложено и потенциальное преимущество. Ибо можно просто догонять, а можно догонять, обгоняя, срезая повороты и разрабатывая с начала лучшие, более совершенные решения.
И вот тут Су-57, впервые полетевший ещё в 2010 году и с тех пор ни шатко ни валко доводившийся до годного в серию образца, пошёл как раз по второму пути. В результате этот истребитель обошёл пресловутый F-35 и по манёвренности, и по тяговооружённости, и по радиоэлектронике, и по бортовому вооружению.
И… по цене! Даже если подсчитать затраты на производство только этих 76 самолётов, что заказало Министерство обороны, то стоимость одной единицы, как оценили военные аналитики, составит всего 31 миллион евро. Это в три раза (!) дешевле F-35.
На фоне того, что аж на уровне вице-премьера Юрия Борисова было заявлено, что все новые серийные Су-57 будут оснащаться двигателем так называемого второго этапа (оно же «изделие 30»), это означает, что американский самолёт будет хуже не только в лётном, но и в коммерческом смысле. А значит что? А значит, Вашингтону придётся ещё и на этом фланге повторять саморазрушительные действия с запретами на покупку русского конкурента союзниками, как он уже попытался поступить с ЗРК С-400 для Турции. И сел в лужу.
Тем более что после этого афронта Турция с интересом размышляет о Су-57. И индусы вынуждены будут сменить свои сегодняшние капризы на более адекватное поведение. Особенно если начнутся переговоры о поставках этих самолётов Пакистану. А почему нет, если эта тема потихоньку проминается с Ираном? Да и Китай свой истребитель пятого поколения когда-нибудь непременно доведёт до ума. Хотя бы с русскими двигателями.
Что может Су-57?
Формально это – многоцелевой истребитель. То есть – машина универсальная, в меру лёгкая, но и достаточно мощная при этом. Больших подробностей о нём, конечно, не разглашают, но известно, что для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей он оснащён всеми необходимыми видами вооружений с соответствующими системами управления. То есть воевать может в одиночку, будучи способным одновременно обстреливать до 16 целей, но может и полностью закрывать небо в строю «единого поля», где каждая машина, умеющая сопровождать до 60 целей, станет мощным узлом этой своеобразной небесной «сетки рабицы».
Можно также представить, что в рамках нынешнего стремления к модульности и универсализму вооружений Су-57 будет представлять на поле боя нечто вроде… танка Т-14. То есть – глядящим вокруг себя глазами-камерами по всей сфере, сопряжённым с дополнительными информационными ресурсами от внешних источников, например беспилотников на одном конце и суперкомпьютеров на другом, обладающим всею разрушительною мощью новейших средств радиоэлектронной борьбы. А что ему помешает ещё и у моряков перенять и приспособить для себя технологию радиооптических фазированных антенных решёток (РОФАР), которые позволят разглядывать чужой самолёт в 600 километрах от себя так, будто он в десятке метров?
Ну и конечно же, то самое «изделие 30», мотор с тягой до 18 тонн, позволяющий летать на высоком сверхзвуке без применения форсажа. И этих моторов два! Да ещё с изменяемым вектором тяги. Плюс открытая авионика, превосходящая ту, что имеется на американских самолётах.
Словом, по совокупности этих и других параметров, Су-57 позволит себе просто порхать вокруг F-35, пилот которого будет наблюдать за этим процессом полными слёз глазами.
Но мы не будем ему сочувствовать…