Пару недель назад прошла информация, что Киев нашел весьма неожиданный и поразительно дешевый способ быстрого пополнения Военно-Морских сил Украины ударными кораблями. Выход этот, как выяснилось, давно болтается на волнах в порту Гдыня, у причала польской верфи Stocznia Remontowa Nauta. И носит пока имена ORP Metalowiec (436) и ORP Rolnik (437). В прежней жизни — построенные в советском Рыбинске малые ракетные корабли (МРК) проекта 1241.1 РЕ (шифр «Молния», по классификации НАТО — Tarantul-class corvettes).
Сильно немолодые (им 30 и 31 годик соответственно), оба эти МРК польскими адмиралами были списаны в утиль еще в 2013 году. Обезлюдевшие и обезоруженные корабли передали Агентству военного имущества (Agencja Mienia Wojskowego) этой страны. Окончательно заржавевшие, они не раз давали серьезные течи, но храбро удержались на плаву. Тут-то и подоспели посланцы Киева с твердым намерением вдохнуть в совсем захиревшие Metalowiec и Rolnik новую жизнь, выложить за них 800 тыс. злотых (5,4 млн. грн), а затем — отбуксировать в Одессу.
Когда эта история стала известна российским СМИ, в них, как и следовало ожидать, было много печатного хохота по поводу предстоящего пополнения ВМСУ новым плавучим утилем. Однако на самом деле речь нужно вести вовсе не о том, как глупы и корыстолюбивы украинские адмиралы и политики. Хотя, наверное, и это справедливо.
Тут дело, уверен, совершенно в другом.
Читайте также
МиГ-35: Схватка с F-21 за господство в небе Индии все ближе
Российский истребитель понравился маршалу наших партнеров, но это еще ничего не значит
Намечающаяся сделка Варшавы с Киевом по покупке старых МРК — зримое свидетельство полного краха планов Минобороны Украины по возрождению на Черном море ударной компоненты ВМСУ. Если шире — медным тазом грозит накрыться вся затея с «москитным флотом» Украины, с которой в Киеве «после Крыма» носятся как дурень с писаной торбой. А именно — под большим вопросом давно анонсированное строительство крупной серии собственных ракетных катеров типа «Лань». Вот поскольку со своими «Ланями» ничего толком не выходит, покупатели из ВМСУ и отправились в Гдыню за ржавыми польскими «Молниями».
Для тех, кто не особо пристально следит за злоключениями украинского флота после 2014 года, поясним, что за «Лань», по замыслам Киева, должна была вскоре «заскакать» по волнам вблизи ставшего российским Крыма?
Эта разработка родилась в городе Николаеве, в тамошнем казенном предприятии «Исследовательско-проектный центр кораблестроения».
Там лет пятнадцать назад по заказу вьетнамской морской полиции взялись за проектирование быстроходной мореходной платформы с вооружением. Вышел небольшой, но шустрый патрульный артиллерийский катер проекта ТТ400Т, главный калибр которого составила универсальная автоматическая артустановка калибра 76,2 мм. Водоизмещение — 420 тонн. К сегодняшнему дню на вьетнамских же верфях под приглядом украинцев таких построено семь единиц.
До 2014 года никто ни в Николаеве, ни в Киеве и не предполагал, что эта самая быстроходная платформа вскоре пригодится и самой Украине. Но потом, когда часть корабельного состава ВМСУ навсегда, кажется, застряла в Крыму, а разваленное десятилетиями лихой «самостойности» местное судостроение убедительно доказало полную неспособность хоть когда-нибудь компенсировать эти потери, с подачи отставного замначальника украинского Генштаба адмирала Игоря Кабаненко родилась инициатива построения маленького, но резвого «москитного флота» Украины. Который бы, действуя на высоких скоростях вблизи собственного побережья, наносил смертельные удары по конвоям, одиночным кораблям и транспортам противника. Читай — Черноморского флота РФ.
У Кабаненко и его «москитов» в руководстве ВМСУ был могущественный противник — вице-адмирал Сергей Гайдук, командовавший этим флотом до апреля 2016 года. Сергей Анатольевич резонно заявлял, что в море, над которым господствует российская боевая авиация, даже самые быстроходные «москиты» без внятных средств противовоздушной обороны обречены на гибель уже на выходе из собственных баз.
По мнению тогдашнего командующего, нужно было все еще остающиеся силы государства Украина бросить не на строительство неведомых быстроходных «платформ», а заняться созданием собственных корветов. И «до кучи» прикупить где-нибудь за рубежом несколько малых подводных лодок. Только так, считал Гайдук, со временем можно хоть как-то впечатлить вероятного противника, обосновавшегося в Севастополе и Новороссийске.
Похоже, дальше в Киеве состоялось генеральное аппаратное сражение между двумя флотоводцами.
Точка зрения вице-адмирала Кабаненко победила. Вероятно, потому, что мало-мальски серьезные боевые корабли в стране все равно давно разучились строить. А катера — те еще кое-как на воду спускают. Идея формирования «москитного флота», таким образом, стала не столько плодом стратегического мышления командования ВМСУ, сколько признанием горькой истины — нормальное кораблестроение Украина потеряла навсегда.
Отказывавшегося осознавать эту реальность вице-адмирала Гайдука весной 2016-го президент Порошенко выгнал в отставку. Смехотворно пояснив украинским гражданам свое решение об изгнании строптивца: «Принимая во внимание позицию волонтеров и общественности, а также учитывая системные недостатки в выполнении служебных обязанностей и низкий авторитет среди служебного состава».
Читайте также
«Гиперболоид Путина»: Украинские катера «засветились» в Азовском море
Что кроется за таинственными «сеансами освещения» кораблей Морской охраны ВМСУ
Скоро стало понятно, что главе Украины мысль о будущем «москитном флоте» оказалась особенно близка даже в личном плане. Хотя бы потому, что всем заранее было совершенно ясно: весь этот «флот» его стране предстояло строить исключительно на Днепре, на берегах которого приютилась некогда довольно хилая верфь «Кузня на Рыбальском» (до печально знаменитой «декоммунизации» — «Ленинская кузница»). А нынче — настоящий флагман кораблестроения Украины. Потому что одни из лучших в мире во времена СССР верфи Николаева приказали долго жить. И вместо ракетных крейсеров с авианосцами не первое десятилетие выпускают кастрюли со сковородками.
Так вот: «Кузня на Рыбальском» и в 2016-м, и сегодня через подставных лиц полностью в собственности Порошенко. С учетом этого обстоятельства разве удивительно, что только на Днепре для ВМСУ еще строится хоть что-то? Перечень этой продукции на Украине для ее военных моряков необычайно узок — шесть бронекатеров «Гюрза-М» и пара скоростных десантно-штурмовых катеров «Кентавр». Это все, чем «Кузня на Рыбальском» расстаралась пока для будущего «москитного флота».
Естественно, именно собственному предприятию рачительный Петр Алексеевич велел готовиться и к работе над будущей красой и гордостью «москитного флота» — новыми ракетными катерами типа «Лань». За каждый из них из оборонного бюджета было обещано заплатить по 50 миллионов долларов. Было за что бороться.
В основу проекта положили то, что давно приготовили для вьетнамских морских полицейских. Только на палубе каждого вместо скромной 76,2 мм артустановки решено было расположить 57-мм пушку, еще не воплощенный в металле зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Арбалет», 16 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла», две артиллерийские установки АК-630М, два пулемета 12,7 мм, радар Morena Delta-3D и систему управления огнем Protazan-K, Spys-K. Но главное — с каждого борта по четыре пусковых установки находящихся лишь в стадии испытаний сугубо украинских противокорабельных ракет «Нептун».
Словом, по замыслу Минобороны Украины на малюсеньком основании вьетнамского патрульного катера должен был обосноваться этакий «пират», вооруженный до зубов. Но чтобы так подковать перспективную морскую «блоху» Киеву нужен был настоящий Левша. У «Кузни на Рыбальском» его не оказалось. Размеры «Лани» поползли, словно избытки пшенной каши из тесной кастрюли.
Макет того, что получилось, конструкторы рискнули показать осенью 2018 года в Азербайджане на международной выставке оружия. По словам главного конструктора ЗАО «Завод кузница на Рыбальском» Сергея Белозубенко полное водоизмещение «Лани» выросло в полтора раза — с 420 до 640 тонн. Это было так не похоже на то, о чем просили военные из Минобороны, что свое детище заводчане на всякий случай даже переименовали из «Лани» в «Веспу».
На той давней выставке было заявлено, что эту самую то ли «Лань», то ли «Веспу» для украинских ВМС на порошенковской фирме заложат уже до конца 2018 года. А в 2020 году, мол, у военных будут уже три таких ракетных корабля.
Потом сроки начала работ на верфи перенесли на 2019 год. Но к ним не приступили до сих пор. Почему? Потому что украинские военные отказываются платить за то, что вовсе не заказывали.
Первая причина — чтобы «потянуть» переутяжеленный катер «Веспа» теперь для него требуется иная главная энергетическая установка. Украина таких не выпускает. Выходит, надо нечто малопонятное искать за рубежом. А обнаружив — не исключено! — затевать новую переделку катера под другие двигатели.
Вторая причина (возможно — она же и главная!) — в природе пока не существует корабельной версии противокорабельной ракеты «Нептун». То, чем периодически уже скоро год пуляют в экспериментальных целях с берега под Одессой, скорее, прототип, а не готовое оружие. Во всяком случае, задачу поразить реальную надводную мишень перед своим «Нептуном» конструкторы не ставили ни разу. Просто пролететь по маршруту и не рухнуть в воду. Все, с чем, несмотря на деланные публичные восторги Киева, пока справляется их «Нептун».
Читайте также
Украинцам не дали разворовать американские «Джавелины»
США решили вернуть себе подаренные Киеву противотанковые ракетные комплексы
Но будем снисходительны: допустим, когда-нибудь этот вариант противокорабельной ракеты киевское КБ «Луч» все же доведет до ума. Но тогда это будет исключительно береговой противокорабельный комплекс. Для установки на палубу «Нептуна» придется существенно доделать, поскольку стартовать ему к цели тогда придется в условиях морской качки. А это уже несколько иные системы старта и управления полетом.
Допустим даже, что и над ними киевляне тоже завершают работу. В этом случае одной только испытательной пальбой с берега им не обойтись. Нужен надводный носитель для корабельной версии крылатой ракеты. Ну и где его взять, если ни «Лани», ни «Веспы» еще пока даже не думают закладывать?
Полагаю, именно по этой причине нелегкая и понесла представителей ВМСУ в польскую Гдыню. Пусть малые ракетные корабли Metalowiec и Rolnik и не раз грозились затонуть прямо у причала, но после незначительной доработки и ремонта для пары-тройки испытательных залпов «Нептунами» и они могут сгодиться. А там, глядишь, как-то и с «Ланями», внезапно обернувшимися больше похожими на ракетные корветы «Веспами», адмиралы ВМСУ разберутся.
Думаю, примерно так рассуждают сейчас в Киеве.
Военное обозрение: МиГ-35: Схватка с F-21 за господство в небе Индии все ближе
Военные новости: Российский малютка-киллер выслеживает на орбите американский Х-37