После провала последнего раунда торговых переговоров США и Китая в конце июля стало очевидно, что торговая война не только не кончается, но даже усиливается. Дональд Трамп оказался настолько раздражён отказом Китая от выполнения условий предлагаемой сделки, что немедленно привёл в исполнение главную угрозу — ввёл новые пошлины в 10% на китайские товары на общую сумму в $300 млрд.
Международные экономисты ждали этого и боялись. Ведь международные финансовые институты уже как минимум год бьют тревогу, указывая, что торговая война США с Китаем замедляет мировой экономический рост, наносит удар по глобальной торговле, словом, вредна абсолютно всем.
Трамп принял решение о введении новых масштабных пошлин, не послушав своих министров и советников. Глава Минфина Стивен Мнучин, а также торговый представитель США Роберт Лайтхайзер пытались отговорить президента от поспешных шагов, но тот поступил так, как посчитал нужным.
Ответ Китая не заставил себя долго ждать: Пекин молниеносно запретил своим предприятиям закупать американскую сельхозпродукцию, чем нанёс удар по самому больному месту США. Параллельно с этим Национальный банк Китая понизил курс юаня к доллару ниже психологической отметки в 7 юаней, что стало самым низким показателем за последние 10 лет. Торговая война набирает обороты.
Ответ Китая
Об американском ответе Китая на демарш Трампа 5 августа стало известно из материала агентства Bloomberg. Сообщается, что Китай «предпринял новую эскалацию торговой войны» и позволил юаню упасть до самого слабого уровня за более чем десятилетие, а также приостановил импорт сельскохозяйственной продукции из США.
«Эти шаги, скорее всего, ещё больше разозлят Трампа, который раскритиковал Пекин за несправедливое управление своей валютой и за невыполнение обещаний по закупкам сельхозпродукции у США», — отмечает агентство.
ЦБ Китая также разыграл козырь в виде снижения курса национальной валюты. Это был один из самых «плохих» вариантов, по мнению американских аналитиков, однако Пекину необходимо было защитить свою экономику в ситуации повышенного давления. Регулятор установил средний обменный курс юаня на уровне 6,9 за доллар впервые с декабря прошлого года. Как следствие юань упал на 1,3%, преодолев отметку в 7 единиц за доллар, которая считается психологически важной. К 14:42 по гонконгскому времени за доллар давали уже 7,0324 юаня.
«Похоже, что Китай готовится к ухудшению ситуации в торговой войне. Если он позволил юаню ослабеть до отметки в более 7 юаней за доллар, то это значит, что Пекин пытается защитить экономику от более сильного торгового шока», — заявили экономисты Bloomberg.
Опрошенные агентством аналитики рассказали о причинах такого решения: эскалация торговой войны, смягчение экономики Китая и готовность Банка Китая мириться с повышенной волатильностью юаня. Они также считают, что отказ от отметки в 7 юаней за доллар означает крушение надежд Пекина на заключение торговой сделки с администрацией Трампа.
Финансовые власти Китая полагают, что так ситуация будет более подконтрольна, хотя и неблагоприятна. Китайские чиновники уверены, что ЦБ Китая уже готовится к новым торговым санкциям со стороны США, но сохраняет возможность удерживать стабильный курс национальной валюты.
«Девальвация в середине 2015 года привела к оттоку капитала и дестабилизации мировых рынков, хотя ужесточение контроля над капиталом на этот раз должно помочь предотвратить подобный ход событий», — отмечает агентство.
Из основных рисков — гнев со стороны Трампа и перспектива введения новых и новых пошлин. Ещё недавно на митинге в Цинциннати он хвастался своим намерением «вводить пошлины против Китая» до тех пор, пока не будет заключена торговая сделка.
Значение для Китая
Для Пекина принятие жёстких протекционистских мер означает переход в глухую, но агрессивную защиту. Си Цзиньпин в настоящее время находится под нешуточным давлением в своей стране, представители китайского бизнеса и чиновники требуют от него занять более жёсткую позицию в торговой войне. Однако Си находится в непростой ситуации.
Председатель КНР отклоняет любую предложенную США сделку, которая не предусматривает полного снятия всех пошлин или требует от Китая уступок по вопросу субсидирования национальных предприятий. А это — одно из главных требований Трампа, который хочет замедлить рост китайской экономики. Если Си согласится хотя бы на часть этих условий, это приведёт к ослаблению влияния Компартии на власть и экономические процессы.
В то же время в Китае растёт понимание того, что Трампу нельзя доверять. Подспудно Пекин начинает «играть в долгую», ожидая возможной смены власти в США, где уже через год с небольшим должны пройти выборы президента. Решение Китая прекратить закупки американской сельхозпродукции — большой удар по предвыборной кампании Трампа, который вместо заявлений о триумфальной победе в торговой войне вынужден будет оправдываться и обещать покончить с гегемонией китайских товаров.
Поэтому пока Китай принял защитные меры и ждёт последствий, одновременно приготовившись к негативному развитию событий, так как удар получила не только экономика США, но и имидж их президента.
Значение для США
Для США значение китайского ответа очень высоко, ведь Пекин надавил на самую больную мозоль — на доходы американских фермеров. До активной торговой войны с Китаем состояние фермеров в США не было безупречным. Ещё в феврале 2018 года отрасль побила 12-летний антирекорд по прибыли. Минсельхоз США тогда сообщил в своём первом прогнозе на 2018 год, что доходы фермеров упали на 6,7% — до 59,5 млн долларов. Это серьёзнейшее падение прибыли с 2006 года и на 52% хуже, чем рекордная прибыль в 123,8 млн долларов в 2013 году.
Однако 2018 год и вовсе «добил» американских фермеров, которые столкнулись с резким падением доходов и невозможностью продать свою продукцию на экспорт в Китай. Это привело к кризису перепроизводства и необходимости продавать урожаи ниже себестоимости. Это, в свою очередь, вызвало рост числа банкротств до максимума за 10 лет, доходность фермерских хозяйств снизилась до минимума за 17 лет, а долговая нагрузка стала такой же, как во время кризиса 1980-х.
«Долги фермерских хозяйств росли более быстрыми темпами в течение последних пяти лет, увеличившись на 30% с 2013 года — с 315 млрд долларов США до 409 млрд долларов, согласно данным Минсельхоза. За прошлый год долги выросли с 385 млрд долларов до уровней 1980-х годов», — говорил в марте 2019 года министр сельского хозяйства США Сонни Пердью.
С начала торговой войны из-за ответных пошлин со стороны Китая сильнее всех пострадали американские производители сои, молока и свинины. США потеряли на экспорте сои 4 млрд долларов, пшеницы — 660 млн долларов, овощей — 290 млн долларов.
Трамп уже писал в своём Twitter, что он требовал от Китая «возобновить закупки у американских фермеров», и Пекин сделает это. В июле Трамп объявил, что отложил ряд санкций против китайского IT-гиганта Huawei, а Китай взамен «нарастит закупки сельскохозяйственной продукции у «великих патриотов» на Среднем Западе».
Эти слова Трампа многие экономисты тогда поставили под сомнение, так как Пекин не делал никаких официальных заявлений относительно увеличения импорта из США. Тогда же китайские чиновники в частном порядке подтвердили, что Пекин вовсе не обещал Вашингтону ничего подобного. Сентенция Трампа о поддержке фермеров оказалась фейком, агитационным ходом и саморекламой. А фермеры ведь очень надеялись.
Большие проблемы для Трампа
Трамп также понимает, что Китай даёт ему «отставку» в ожидании возможного ухода американского лидера по результатам выборов. Недавно Трамп уже заявлял, что Китаю следует поскорее заключить сделку, так как при демократах Пекин ждут гораздо более жёсткие условия, и необходимо пользоваться моментом.
Однако в вопросе вступающих в силу с 1 сентября новых пошлин никто Трампа за язык не тянул. Министры и советники были против. Но, по сообщению Bloomberg, в ответ на их возражения Трамп сказал лишь одно слово в качестве планов в отношении Китая — тарифы.
Ситуация для Трампа — сложнее, чем для Си Цзиньпина. Введя санкции против Huawei, Трамп навлёк на себя критику со стороны зависящих от китайской корпорации американских компаний. Подняв пошлины — получил в ответ сельскохозяйственное эмбарго, ударившее по американским фермерам. Поэтому сейчас у Трампа всё меньше шансов сохранить лицо перед начинающейся предвыборной гонкой, ведь избиратели уже понимают, что план победы над Китаем в торговой войне начал давать трещины и разваливаться.
Трамп может записать себе в актив «пиррову победу» над Китаем, если отменит все пошлины, как того требует Китай. Пекин снимет ограничения, но будет требовать и отмены санкций по Huawei. Если Трамп согласится на это — он снова под ударом, но на этот раз уже со стороны разведсообщества США, которое заявляет, что Huawei является угрозой для нацбезопасности. Поэтому «хороших» ходов у Трампа уже почти нет.
Си Цзиньпин, заняв прочную оборонительную и выжидательную позицию, вполне может «пересидеть» Трампа, однако это не будет означать победы в торговой войне. Китай к этой победе и не стремится, не пытаясь как-либо ущемить экономику США, а лишь добивается снятия ограничений. Сейчас мяч снова на половине поля Трампа.