Карты на стол: с чем Россия и Украина приехали на переговоры по транзиту - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Карты на стол: с чем Россия и Украина приехали на переговоры по транзиту - «Новости Дня» 08:11 Воскресенье 0 341
22-09-2019, 08:11

Карты на стол: с чем Россия и Украина приехали на переговоры по транзиту - «Новости Дня»


Карты на стол: с чем Россия и Украина приехали на переговоры по транзиту - «Новости Дня»

Сегодня в Брюсселе представители России, Украины и Европейского союза начнут переговоры по новому соглашению о транзите газа. Перед встречей Запад организовал беспрецедентную кампанию шантажа и давления на «Газпром». Смогут ли Украина и ЕС навязать Москве договор на своих условиях?


Газ под давлением


Перед ключевым раундом переговоров «Нафтогаз» выступил с угрозой: если Россия не согласится продолжить транзит на украинских условиях, Киев через суд потребует с «Газпрома» многомиллиардную компенсацию.


«Основная часть суммы — это пересмотр транзитного тарифа, который должен привести к выплатам со стороны «Газпрома» Украине, «Нафтогазу», компенсации в объеме 11-14 миллиардов долларов», — объяснил исполнительный директор группы «Нафтогаз» Юрий Витренко.


«Но есть и другие исковые требования, — добавил он. — Например, компенсировать нам разницу между стоимостью газа, который мы покупали на европейском рынке, и стоимостью газа, который «Газпром» должен поставлять нам по контракту после того, как предыдущий арбитраж изменил цену. Здесь тоже речь идет о сотнях миллионов долларов».


Дания изо всех сил тормозит выдачу разрешения на прокладку труб «Северного потока — 2» в своей экономической зоне. Расчет на то, что срыв сроков запуска газопровода вынудит «Газпром» использовать украинский транзит дольше и в больших объемах, чем планируется.


Кроме того, суд ЕС по иску польской компании PGNiG постановил, что, в соответствии с требованиями так называемого третьего энергетического пакета ЕС, «Газпром» имеет право только на 50% мощности газопровода Opal, соединяющего «Северный поток» с газотранспортными сетями Европы, в том числе трубопроводами «Ямал — Европа» и центрально-европейской транзитной системой STEGAL. «Теперь «Газпром» не сможет полностью отказаться от транзита через Украину, так как придется сократить использование «Северного потока», — отметил министр энергетики Польши Кшиштоф Чожевский.


На переговорах в Брюсселе ЕС и Украина наверняка будут пугать представителей России тем, что газопровод «Северный поток — 2» неизбежно постигнет судьба OPAL и «Газпрому» стоит рассчитывать только на половину его мощности. Поэтому альтернативы долгосрочному транзитному договору с Киевом у Москвы нет.


Губа не дура


Украина и Еврокомиссия хотят заключить транзитный договор на десятилетний срок, зафиксировав «коммерчески жизнеспособные объемы транзита, обеспечивающие инвесторам привлекательность вложения денег в модернизацию украинской ГТС». Об этом говорил в июле вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который сегодня представляет ЕС на переговорах в Брюсселе.


Киев настаивает на транзите 90 миллиардов кубометров. Это практически столько же, сколько в 2018 году (86,8 миллиарда). Другими словами, украинцы хотят, чтобы Россия вообще не использовала свои новые газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Разумеется, это нереально.


ЕС согласен на 60 миллиардов. Это минимум, обеспечивающий работоспособность и рентабельность газотранспортной системы Украины.


Но по срокам Евросоюз солидарен с Киевом: не менее десяти лет. И понятно почему: без гарантий долгосрочной загрузки невозможно найти покупателей на украинскую ГТС, а ее приватизация — главная цель Запада. Но для «Газпрома» долгосрочный контракт означает невозможность в полном объеме задействовать мощности новых газопроводов и, соответственно, — миллиарды долларов недополученной прибыли.


Главная задача российской компании — обеспечить поставки европейским потребителям вне зависимости от капризов непредсказуемого «Нафтогаза». То есть «Газпрому» нужна возможность прокачивать газ через Украину до выхода на полную мощность «Северного потока — 2» и «Турецкого потока — 2». После чего маршруты экспорта будут определяться исключительно по их экономической привлекательности.


При этом Москва настаивает на пакетном соглашении, включающем в себя, кроме контракта на транзит, еще договор на покупку российского газа Украиной, а также урегулирование всех судебных споров. Руководство «Нафтогаза» к этому не готово, поскольку перспектива взыскания с «Газпрома» миллиардов по судебным искам — единственное, что топ-менеджеры компании могут поставить себе в заслугу.


Глава российского газового холдинга Алексей Миллер неоднократно подчеркивал, что российские условия тоже жесткие и уступок не будет — по крайней мере, по структуре соглашения. Так что переговоры предстоят очень трудные.


Тогда считать мы стали раны


Несмотря на бодрые публичные заявления, в Киеве понимают, что без российского транзита Украине будет очень плохо. Дело не только в транзитных платежах, без которых страну ждет финансовый кризис, но и в серьезных проблемах с обеспечением населения газом.


Ведь в случае прекращения транзита через Украину в Европе сразу образуется дефицит голубого топлива, поэтому закупать его «по реверсу» «Нафтогаз» уже не сможет. Даже если Киеву удастся найти лишний газ в ЕС, он будет очень дорогим.


«Если у нас не будет транзита с 1 января 2020 года, украинская экономика потеряет три-четыре процента ВВП, — признает Юрий Витренко. — Это также означает, что мы, возможно, получим проблемы безопасности газоснабжения Украины — попросту говоря, возникнет недостаток газа».


К экономическим трудностям добавятся внешнеполитические. «Для европейских партнеров Украина станет менее важной, потому что предназначенный для европейского рынка газ больше не будет проходить через нас», — предупреждает Витренко.


Поэтому «Нафтогаз» готов сделать «Газпрому» «подарок»: если российская сторона подпишет долгосрочное транзитное соглашение на условиях Киева, судебные иски на уже упоминавшиеся 11-14 миллиардов долларов предъявлять не будут.


Отдавая себе отчет в том, что Москва на этот шантаж не поддастся, Киев подготовил запасной вариант. «Есть и другой сценарий: будет подписан контракт на транзит с 1 января 2020 года с европейскими компаниями, которые будут покупать российский газ на российско-украинской границе. Это позволит Украине не только процветать экономически, но и усилит уровень интеграции с рынком ЕС, и станет важным катализатором для реформ в Украине», — сообщил 11 сентября Юрий Витренко на газовой конференции в Киеве.


То есть «Нафтогаз Украины» рассчитывает, что оплату украинского транзита возьмут на себя европейские потребители. Брюссель, шокированный таким предложением, моментально напомнил Киеву, кто здесь хозяин.

Европа в гневе


На прошлой неделе Марош Шефчович заявил, что в Брюсселе речь пойдет не только об объемах и сроках транзита, но и о порядке формирования транзитных тарифов, а также о «выполнении обязательств Киева по имплементации европейских энергетических норм, которые принесут ясность и прозрачность в украинскую газотранспортную систему».


Что имел в виду вице-президент Еврокомиссии, прояснилось после вброса в СМИ информации от «неназванных представителей Европейской комиссии»: оказывается, «Газпром» вполне может продолжить транзит через Украину и без нового контракта с Киевом.


Дело в том, что, подписав в 2014 году «Соглашение об ассоциации» с Евросоюзом, Украина обязалась к 2020 году перейти на европейские энергетические нормы, подразумевающие, в частности, распределение мощностей на прокачку газа через аукционы.


То есть с 1 января Киеву придется регулярно выставлять свои транзитные мощности на аукционы, и «Газпром» сможет выкупать их в нужных объемах. А по мере ввода в строй обходных газопроводов — снижать объемы прокачки через Украину и экономить на транзитных услугах.


Для этого никакие переговоры с «Нафтогазом» не нужны, поскольку аукционы регулируются четкими европейскими правилами с прозрачной процедурой формирования тарифов на транзит.


Понятно, что это хороший вариант для «Газпрома». А если Брюссель действительно поддержит такой сценарий, у Киева просто не останется возможностей для сопротивления. Разве что публично отказаться от «прочного европейского выбора», а также «верности европейским стандартам и правилам».


Сегодня в Брюсселе представители России, Украины и Европейского союза начнут переговоры по новому соглашению о транзите газа. Перед встречей Запад организовал беспрецедентную кампанию шантажа и давления на «Газпром». Смогут ли Украина и ЕС навязать Москве договор на своих условиях? Газ под давлением Перед ключевым раундом переговоров «Нафтогаз» выступил с угрозой: если Россия не согласится продолжить транзит на украинских условиях, Киев через суд потребует с «Газпрома» многомиллиардную компенсацию. «Основная часть суммы — это пересмотр транзитного тарифа, который должен привести к выплатам со стороны «Газпрома» Украине, «Нафтогазу», компенсации в объеме 11-14 миллиардов долларов», — объяснил исполнительный директор группы «Нафтогаз» Юрий Витренко. «Но есть и другие исковые требования, — добавил он. — Например, компенсировать нам разницу между стоимостью газа, который мы покупали на европейском рынке, и стоимостью газа, который «Газпром» должен поставлять нам по контракту после того, как предыдущий арбитраж изменил цену. Здесь тоже речь идет о сотнях миллионов долларов». Дания изо всех сил тормозит выдачу разрешения на прокладку труб «Северного потока — 2» в своей экономической зоне. Расчет на то, что срыв сроков запуска газопровода вынудит «Газпром» использовать украинский транзит дольше и в больших объемах, чем планируется. Кроме того, суд ЕС по иску польской компании PGNiG постановил, что, в соответствии с требованиями так называемого третьего энергетического пакета ЕС, «Газпром» имеет право только на 50% мощности газопровода Opal, соединяющего «Северный поток» с газотранспортными сетями Европы, в том числе трубопроводами «Ямал — Европа» и центрально-европейской транзитной системой STEGAL. «Теперь «Газпром» не сможет полностью отказаться от транзита через Украину, так как придется сократить использование «Северного потока», — отметил министр энергетики Польши Кшиштоф Чожевский. На переговорах в Брюсселе ЕС и Украина наверняка будут пугать представителей России тем, что газопровод «Северный поток — 2» неизбежно постигнет судьба OPAL и «Газпрому» стоит рассчитывать только на половину его мощности. Поэтому альтернативы долгосрочному транзитному договору с Киевом у Москвы нет. Губа не дура Украина и Еврокомиссия хотят заключить транзитный договор на десятилетний срок, зафиксировав «коммерчески жизнеспособные объемы транзита, обеспечивающие инвесторам привлекательность вложения денег в модернизацию украинской ГТС». Об этом говорил в июле вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который сегодня представляет ЕС на переговорах в Брюсселе. Киев настаивает на транзите 90 миллиардов кубометров. Это практически столько же, сколько в 2018 году (86,8 миллиарда). Другими словами, украинцы хотят, чтобы Россия вообще не использовала свои новые газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Разумеется, это нереально. ЕС согласен на 60 миллиардов. Это минимум, обеспечивающий работоспособность и рентабельность газотранспортной системы Украины. Но по срокам Евросоюз солидарен с Киевом: не менее десяти лет. И понятно почему: без гарантий долгосрочной загрузки невозможно найти покупателей на украинскую ГТС, а ее приватизация — главная цель Запада. Но для «Газпрома» долгосрочный контракт означает невозможность в полном объеме задействовать мощности новых газопроводов и, соответственно, — миллиарды долларов недополученной прибыли. Главная задача российской компании — обеспечить поставки европейским потребителям вне зависимости от капризов непредсказуемого «Нафтогаза». То есть «Газпрому» нужна возможность прокачивать газ через Украину до выхода на полную мощность «Северного потока — 2» и «Турецкого потока — 2». После чего маршруты экспорта будут определяться исключительно по их экономической привлекательности. При этом Москва настаивает на пакетном соглашении, включающем в себя, кроме контракта на транзит, еще договор на покупку российского газа Украиной, а также урегулирование всех судебных споров. Руководство «Нафтогаза» к этому не готово, поскольку перспектива взыскания с «Газпрома» миллиардов по судебным искам — единственное, что топ-менеджеры компании могут поставить себе в заслугу. Глава российского газового холдинга Алексей Миллер неоднократно подчеркивал, что российские условия тоже жесткие и уступок не будет — по крайней мере, по структуре соглашения. Так что переговоры предстоят очень трудные. Тогда считать мы стали раны Несмотря на бодрые публичные заявления, в Киеве понимают, что без российского транзита Украине будет очень плохо. Дело не только в транзитных платежах, без которых страну ждет финансовый кризис, но и в серьезных проблемах с обеспечением населения газом. Ведь в случае прекращения транзита через Украину в Европе сразу образуется дефицит голубого топлива, поэтому закупать его «по реверсу» «Нафтогаз» уже не сможет. Даже если Киеву удастся найти лишний газ в ЕС, он будет очень дорогим. «Если у нас не будет транзита с 1 января 2020 года, украинская экономика потеряет три-четыре процента ВВП, — признает Юрий Витренко. — Это также означает, что мы, возможно, получим проблемы безопасности газоснабжения Украины — попросту говоря, возникнет недостаток газа». К экономическим трудностям добавятся внешнеполитические. «Для европейских партнеров Украина станет менее важной, потому что предназначенный для европейского рынка газ больше не будет проходить через нас», — предупреждает Витренко. Поэтому «Нафтогаз» готов сделать «Газпрому» «подарок»: если российская сторона подпишет долгосрочное транзитное соглашение на условиях Киева, судебные иски на уже упоминавшиеся 11-14 миллиардов долларов предъявлять не будут. Отдавая себе отчет в том, что Москва на этот шантаж не поддастся, Киев подготовил запасной вариант. «Есть и другой сценарий: будет подписан контракт на транзит с 1 января 2020 года с европейскими компаниями, которые будут покупать российский газ на российско-украинской границе. Это позволит Украине не только процветать экономически, но и усилит уровень интеграции с рынком ЕС, и станет важным катализатором для реформ в Украине», — сообщил 11 сентября Юрий Витренко на газовой конференции в Киеве. То есть «Нафтогаз Украины» рассчитывает, что оплату украинского транзита возьмут на себя европейские потребители. Брюссель, шокированный таким предложением, моментально напомнил Киеву, кто здесь хозяин. Европа в гневе На прошлой неделе Марош Шефчович заявил, что в Брюсселе речь пойдет не только об объемах и сроках транзита, но и о порядке формирования транзитных тарифов, а также о «выполнении обязательств Киева по имплементации европейских энергетических норм, которые принесут ясность и прозрачность в украинскую газотранспортную систему». Что имел в виду вице-президент Еврокомиссии, прояснилось после вброса в СМИ информации от «неназванных представителей Европейской комиссии»: оказывается, «Газпром» вполне может продолжить транзит через Украину и без нового контракта с Киевом. Дело в том, что, подписав в 2014 году «Соглашение об ассоциации» с Евросоюзом, Украина обязалась к 2020 году перейти на европейские энергетические нормы, подразумевающие, в частности, распределение мощностей на прокачку газа через аукционы. То есть с 1 января Киеву придется регулярно выставлять свои транзитные мощности на аукционы, и «Газпром» сможет выкупать их в нужных объемах. А по мере ввода в строй обходных газопроводов — снижать объемы прокачки через Украину и экономить на транзитных услугах. Для этого никакие переговоры с «Нафтогазом» не нужны, поскольку аукционы регулируются четкими европейскими правилами с прозрачной процедурой формирования тарифов на транзит. Понятно, что это хороший вариант для «Газпрома». А если Брюссель действительно поддержит такой сценарий, у Киева просто не останется возможностей для сопротивления. Разве что публично отказаться от «прочного европейского выбора», а также «верности европейским стандартам и правилам».
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 884 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl