Между Россией и Беларусью назревает очень серьезный скандал, который затрагивает сферу российского комплекса ядерного сдерживания. Александр Лукашенко, будучи матерым политиком, прекрасно знает, на какую точку следует надавить, чтобы добиться для себя наибольших преференций на переговорах по «углубленной взаимной интеграции».
Главный тренд развития Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (не считая, конечно, работы по созданию супер-ракеты шахтного базирования «Сармат») — замена немногих сохранившихся подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) прежнего поколения «Тополь» на новые ПГРК «Ярс», обладающие существенно лучшими характеристиками. Причем улучшены не только летные характеристики ракеты и ее способность преодолевать противоракетную оборону противника, но и способность более динамичного перемещения комплексов в позиционных районах, что повышает их скрытность.
В ПГРК «Ярс» используются белорусские шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16?16. Впрочем, на этом шасси размещается и модернизированный «Тополь-М». МЗКТ-79221 отличает высокая грузоподъемность — 80 тонн — в сочетании с хорошей проходимостью при мощности двигателя в 800 л.с. Максимальная скорость «Ярса» — 45 км/ч. Комплекс способен преодолевать крутые подъемы, спуски и броды глубиной более метра.
В России ничего эквивалентного на замену белорусского шасси не производится. Хоть командование РВСН периодически и заявляет о полном импортозамещении в стратегических ракетных комплексах.
Читайте также
«Князь Владимир» приготовил Трампу подарок под «ёлочку»
ВМФ России намерен догнать стратегический подводный флот США
И вот теперь для Лукашенко наступил прекрасный момент для торгов вокруг этого узкого места в производстве и в эксплуатации российских ПГРК. Да, и в эксплуатации тоже, потому что шасси необходимо ремонтировать и проводить на нем плановые регламентные работы, а для этого требуются запчасти. Так вот, теперь во власти Лукашенко не только взвинчивание цен на шасси и на комплектующие к ним, но и ограничение их продажи России. Вплоть до полного запрета. Такого рода заявления вполне в духе Александра Григорьевича, его репертуар ими богат.
И это не только наши схоластические предположения, но и содержание реплик в некоторых белорусских СМИ.
Надо сказать, что этот дамоклов меч уже давно висит над нашим оборонно-промышленным комплексом. Проблему начали решить еще в далеком 2008 году, когда на КАМАЗе открылась НИР «Платформа» по созданию специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ). А через два года началась ОКР «Платформа-О», результаты которой должны были положить конец зависимости от белорусской техники.
Предполагалось, что к 2016 году будет создано семейство машин различных грузоподъемностей — колесное шасси грузоподъемностью 85 т (КАМАЗ-7850), колесная формула 16?16; специальное колесное шасси грузоподъемностью 60 т (КАМАЗ-78509), колесная формула 12?12; седельный тягач для полуприцепа массой 90 т (КАМАЗ-78504), колесная формула 8?8; балластный тягач для прицепа массой 75 т (КАМАЗ-78508), колесная формула 8?8. После чего на Камском автозаводе начнется серийное производство этой техники.
Техника была задумана уникальная, превосходящая по технико-эксплуатационным возможностям белорусские шасси. Была избрана схема дизель-электрического привода с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Благодаря этому появилась возможность избавиться от сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, приводных волов, дифференциалов.
Таким образом, появился целый ряд достоинств, присущий такому техническому решению. Снижается вес шасси. Достигается максимальный крутящий момент сразу же после подачи питания на моторы. Колеса могут вращаться с разными скоростями и даже в противоположных направлениях. При торможении вырабатывается энергия, запитывающая аккумулятор. Повышается надежность антиблокировочной системы за счет управления каждым колесом.
Сложность реализации этого проекта состояла в том, что нигде в мире до сих пор не реализована идея с установкой электромоторов на колеса на серийной внедорожной военной технике. Хоть попытки и предпринимались, но они не давали результатов. КАМАЗу предстояло стать первым.
НИР медленно двигалась вперед, сроки окончания проекта срывались. А в 2018 году на форме «Армия-2018» полковник Вадим Демик, врио начальника Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го ЦНИИ Министерства обороны, заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение электромеханической трансмиссии (ЭМТ) для военной автомобильной техники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.
Однако КАМАЗ был не намерен сдаваться. Да и Главному автобронетанковому управлению МО было жаль потраченных на тот момент на разработку СКШТ трехсот миллионов долларов. Работы продолжились. Сразу же после окончания форума советник гендиректора КАМАЗа, руководитель проекта «Платформа-О» Владислав Полонский заявил, что крупносерийный выпуск высокомобильных модульных платформ с ЭМТ может начаться в 2023 году.
Но при этом выяснилось, что опытные образцы военных не радуют. Так, вес тягового электродвигателя в 5 раз превысил планку, заданную в ТЗ, и достиг 300 килограммов.
Но случилось чудо! В марте 2019 года, то есть через полгода после вынесения полковником Демиком приговора, появилось сообщение, что колесные платформы с ЭМТ успешно прошли госиспытания. И теперь ожидается их принятие на вооружение.
В армию были переданы 5 шасси для опытной эксплуатации.
Впрочем, вряд ли на них можно размещать стратегические ракетные комплексы.
Белорусы, как заинтересованная сторона, пристально наблюдают за развитием проекта «Платформа-О». И настроены они оптимистически, исходя, разумеется, из своих интересов. С ними согласны и российские эксперты насчет состояния дел и перспектив. В настоящий момент перспективные платформы имеют невысокую надежность. В процессе испытаний электромоторы часто выходили из строя из-за ударов при быстрой езде, при попадании влаги. И грузоподъемность ниже примерно на 10 тонн, чем у белорусского шасси. Соответственно, больше вес, хоть изначально предполагалось, устранив традиционную трансмиссию, облегчить машину. И это неудивительно: 16 моторов по 300 кг каждый — это почти 5 лишних тонн на шасси для «Ярса».
Эксперты считают, что довести машину до ума можно будет только через 3?4 года. И все это время надо будет закупать у Беларуси МЗКТ-79221.
Читайте также
Дело «Адмирала Кузнецова»: ВМФ России в шаге от катастрофы
Тяжелый авианесущий крейсер могут пустить «под нож» и тогда палубной авиации придет конец
Необходимо сказать, что параллельно на КАМАЗе велись и работы по создания большегрузных платформ с традиционной трансмиссией. Но это дело оказалось еще сложнее. Для тяжелых машин с двигателями, мощность которых превышает 500 л.с., более оправданно использовать не механическую, а гидромеханическую трансмиссию. У нас таких нет. Поэтому в конструкцию ввели трансмиссии американской компании Allison Transmission. Однако вскоре разразились санкции, и КАМАЗ закупил китайский клон трансмиссии американской компании Caterpillar. Но он оказался низкого качества.
В 2013 году, когда стало понятно, что создание СКШТ с ЭМТ — дело нескорое и трудно прогнозируемое, начались попытки покупки у Беларуси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Минск отвечал категорическим отказом.
В 2015 году к этому вопросу вернулись. Лукашенко согласился продать завод за 3 млрд. долларов. Москва отказалась платить непомерную цену. И тогда Александр Григорьевич «пошел навстречу», предложив бартер: я вам завод, вы мне месторождение с ежегодной добычей 10 млн. тонн нефти. Москва оскорбилась.
И вот сейчас все повторяется. Своего шасси для новых ПГРК нет. И взять его негде кроме как на МЗТК. Лукашенко потирает руки, мол, я же предупреждал…
Военное обозрение: «Князь Владимир» приготовил Трампу подарок под «ёлочку»
Военные новости: Российский спецназ оснастят бесшумными автоматами