
Материал комментируют:

Вадим Лукашевич

Владимир Попов
В России завершена сборка первых опытных образцов учебно-боевого самолета Як-130М. Машина, построенная инженерами корпорации «Яковлев», готовится к началу летных испытаний.
Як-130 — не новый самолет. Но его новая модификация расширит боевые возможности машины. Самолет превращается из «летающей парты» в полноценную боевую единицу. После модернизации Як-130М сможет нести ракеты «воздух-воздух» и высокоточные средства поражения «воздух-земля» со спутниковым и лазерным наведением.
При этом он полностью сохранит все функции по подготовке пилотов для истребителей четвертого и пятого поколений, — пояснили в Ростехе.
Одна из целей усовершенствованного Як-130 — борьба с беспилотниками, главной опасностью в современном военном конфликте. Новая модификация Як-130 будет способна уничтожать «москитную авиацию» противника.
Какие новшества этот самолет привнесет в отечественную военную авиацию, что от него ждут на СВО? С такими вопросами «СП» обратилась к авиаэксперту, экс-конструктору КБ «Сухой», кандидату технических наук Вадиму Лукашевичу.
— Идея создания такого учебно-боевого самолета в авиационных кругах зрела давно. Як-130 начали разрабатывать еще на излете советской эпохи, главным образом для замены чешских L-39 Albatros. Машина создавалась в кооперации с итальянцами.
Платформа получилась удачной, ее оценили и за рубежом. Сейчас же, помимо учебных целей, Як-130 решили нацелить и на боевые. То есть это учебный самолет с прицелом на участие в боевых действиях. Он неприхотлив в пилотировании, легкий, двухместный, рассчитан на летчика и инструктора.
«СП»: Как новая модификация Як-130 может быть использована на СВО?
— Преимущество этого самолета в том, что он может быть рассчитан на перехват воздушных целей, в первую очередь дронов. Перехватывать дроны с помощью Су-35 — нашего многоцелевого сверхманёвренного истребителя — слишком дорогое удовольствие.
Для этого нужен более легкий самолет, который может близко подлетать к линии фронта.
Оптико-лазерная теплотелевизионная система СОЛТ-130К позволит экипажу Як-130М обнаружить и распознать наземные и надводные цели. То есть Як-130М обретет все качества боевого самолета.
«СП»: Какое место новая модификация Як-130 займет в нашей военной авиации, какие цели на него будут возложены?
— Характер военных действий сейчас меняется, танки часто заменяются штурмовыми отрядами на мотоциклах. То же самое происходит и в авиации: сейчас ее применение идет в тесной связке с ПВО, эти задачи и будет выполнять Як-130М.
Думаю, усовершенствованный Як-130 будет на СВО неплохим конкурентом нашим истребителям Су-34 и Миг-29. Их активно использовали в начале СВО, но сейчас их, заметьте, меньше: полноценных воздушных боев в настоящее время практически нет.
Что получит наша авиация на СВО в результате применения новой модификации Як-130 и какой авиации сейчас реально не хватает с учетом опыта СВО? Эти вопросы «СП» попросила прокомментировать генерал-майора авиации, заслуженного военного летчик РФ Владимира Попова.
— Новая модификация Як-130М может быть использована и во время боев, и как авиационная поддержка боевых действий. Сегодня у нас на вооружении около 200 таких машин. На мой взгляд, эти самолеты могут хорошо проявить себя на линии фронта.
Это легкий истребитель, он легче Миг-29, намного легче Су-35. Новая модификация Як-130 не только может сбивать дроны. Этот самолет имеет возможность сбрасывать КАБы- корректируемые авиабомбы. На СВО Як-130М также можно использовать в качестве штурмовика на ЛБС.
«СП»: Какую скорость могут развивать ЯК-130 новой модификации и каковы возможности использования оружия у них на борту?
— Як-130 хорош тем, что быстро набирает скорость. Он может развивать до 1050 километров в час. Но летают на нем, как правило, со скоростью не более 850 км/час, чтобы сэкономить топливо. В этом случае машина может находиться в воздухе до полутора часов.
Кабина Як-130 герметична, поэтому использование ручного оружия там невозможно. В бою этот самолет может использовать пушечное вооружение. Что я имею в виду? Як-130М может нести до 3-х тонн различного вооружения. Это могут быть, в частности, свободно падающие и корректируемые авиабомбы, подвесные контейнеры с 23-мм пушками.
Боевая версия Як-130М включает также управляемые ракеты класса «воздух-воздух», блоки НУРС различных калибров, контейнеры радиоэлектронной борьбы, подвесной контейнер с авиапушкой калибра 30 мм.
«СП»: На какие самолеты наша авиация будет делать ставку в ближайшее время с учетом опыта СВО?
— Недавно читал аналитическую записку американских военных экспертов, и там было указано, что Россия пошла по верному пути и не стала массово производить истребители пятого поколения, сосредоточившись на истребителях Су-34 и Су-35, потому что именно эти самолеты отвечают требованиям тактики современного боя.
Но есть одно «но»: они уступают по «невидимости». Однако, мы и тут нашли выход, задействовали для маскировки средства радиоэлектронной борьбы. Это не позволяет распознавать наши истребители.
Если говорить о том, какая еще авиация понадобится в ближайшее время, назову сверхзвуковые самолеты Миг-31 с гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал» и Ту-22М3 — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Он предназначен для поражения морских и наземных целей управляемыми ракетами и авиационными бомбами.
Также не стал бы сбрасывать со счетов Су-34 — российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения.
Думаю, Як-130М должен успешно вписаться в структуру нашей военной авиации. Не исключаю, что на него лягут особые задачи и в системе ПВО, учитывая его возможность сбивать дроны.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».




