Планы Минздрава убедить россиян меньше пить и есть могут диктоваться стремлением снизить потребление вредных продуктов, альтернативы которым зачастую нет.
Минздрав намерен повысить минимальный возраст покупки алкоголя, запретив его продажу гражданам младше 21 года, а также ограничить рекламу «вредных» продуктов, к которым авторы инициативы отнесли колбасу, шоколад и газировку.
Предложения содержатся в обнародованной в четверг «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
Что касается усиления ограничений на доступность алкоголя или газировки, то тут двух мнений быть не может:эти жидкости наносят здоровью однозначный ущерб, говорит врач-диетолог и эндокринолог Елена Щетинина.
«Про алкоголь даже нет смысла говорить. Вопрос с газировкой тоже практически бесспорный: даже если это вода без сиропов, все равно в ней содержатся фосфаты, которые разрушают костную ткань, что особенно опасно для детей, потому что газировка вымывает из организма кальций, критически важный для роста скелета», — сказала она «Ридусу».
Гораздо сложнее понять, почему в «черный список» решено внести колбасу и шоколад. Здесь есть несколько вариантов: от некомпетентности советников Минздрава, предложивших данную версию стратегии ЗОЖ, до признания того факта, что изготавливаемые в России пищевые продукты брать в рот без риска для здоровья нельзя.
«Если колбаса, шоколад, да любой продукт в принципе, изготовлен по правильной технологии и с соблюдением рецептуры, то вреда от него быть не может. Тот же шоколад может быть, напротив, очень полезен. Но подчеркиваю: если он изготовлен из какао-бобов, а не их искусственных заменителей и пальмового масла. Равно и колбаса должна содержать натуральное мясо, а не меланж, соевые наполнители и усилители вкуса», — говорит врач.
Реальность такова, что лишь малая часть российских потребителей читают состав покупаемых ими в магазинах продуктов. А среди тех, кто этой хорошей привычкой обладает, тоже далеко не большинство может позволить себе закупаться не в бюджетном супермаркете, а в органических магазинах и фермерских лавках.
«Беда еще в том, что современные российские ГОСТы в пищевой промышленности очень сильно понизились по сравнению с советскими. Тогда продуктов было меньше, за ними надо было в очереди постоять, когда их „выкидывали“ на прилавки. Но я точно знала, что пирожное „Картошка“, купленное мною в Омске, ничем не будет отличаться от такого же пирожного, купленного в Ленинграде. Был единый на всю страну стандарт. Сейчас же „умельцы“ на каждой фабрике добавляют в рецептуру кто во что горазд, и ты никогда заранее не уверен, что кроется под упаковкой», — сожалеет Щетинина.
Ранее руководитель отделения психопатологии болезней и зависимостей в Московском научно-практическом центре наркологии Михаил Михайлов говорил «Ридусу», что даже алкоголь не противоречит ЗОЖ — при должном самоконтроле.
«Ученые в основном уже давно пришли к консенсусу, что ханжество в сфере употребления спиртосодержащих (сертифицированных и для этого специально предназначенных!!!) жидкостей не имеет под собой научного обоснования. Практически доказано, что умеренное употребление алкоголя действует как стресс-протектор, а поскольку огромный процент болезней имеет психосоматический характер, то снимая стресс, мы тем самым ликвидируем причину заболеваний. Главное — понимать, где умеренность переходит в неумеренность, ведь ни один пьяница никогда не признается, что превышает „здоровую“ норму (а это максимум 70 грамм алкоголя в сутки)», — утверждает он.
Здоровый образ жизни, как это ни цинично звучит, удовольствие дорогое. У среднего интеллигентного россиянина, соответственно, выбор в продуктовом магазине невелик: либо ты покупаешь доступные, но заведомо неполезные средства обмана желудка (назвать едой их язык не поворачивается), либо принципиально отказываешься травиться суррогатами и кладешь зубы на полку. Магазинную.