«Мы — последнее поколение, умеющее работать. Молодым нынче интересен только отдых и большая зарплата», — ворчат сегодняшние менеджеры 50+. С одной стороны, ничего удивительного… «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей» — укорял подрастающее поколение еще Сократ в … V веке до нашей эры.
С другой стороны — некоторые особенности нашей жизни в «тучные», как сейчас говорят, годы, (имея ввиду первое десятилетие 21 века), осененной высокими ценами на нефть, распахнувшийся большой мир, новые книжки, новые мысли не могли на отразиться на мировоззрении тогдашних подростков. И не только подростков! Я и сама в те времена, помнится, как и многие «напахавшись» на работе, по вечерам зачитывалась книжками типа «Богатый папа — бедный папа» или «Как отойти от дел молодым и богатым?».
Сразу скажу — отойти от дел и «думать как миллионер» у меня так и не получилось. А мои дети и друзья моих детей, которые тоже те книжки глотали (им всем сейчас как раз около 30-ти) все еще надеются. Я им в этом стараюсь не мешать. Главное, что пройдя через пустые и сладостные мечты о быстром и «непыльном» бизнесе где-нибудь на берегу океана, о жизни на проценты «из воздуха», о дауншифтинге, они все сегодня работают, реализуясь каждый по — своему: жизнь, как не крути, вносит свои коррективы. У кого-то, кстати, получилось и на берегу океана какое-то время пожить — причем на свои, зарабатывая через интернет. И вовремя вынырнуть из виртуала обратно, к людям…
«Общей болезнью поколения „нулевых“ стал хронический инфантилизм, — утверждает сегодня общественный деятель и популярная писательница Ирина Хакамада. — Для которой характерна или низкая самооценка, отсутствие воли. Или завышенные требования, не подкрепленные соответствующими профессиональными навыками».
И все исключения скорее лишь подтверждают правило. Которое гласит: чтобы состояться самому, а не приходя на готовенькое, благодаря «богатому папе» - пахать все-таки придется. Все равно как. Самое главное — начать это делать вовремя, чтобы получить первые зримые результаты в своей карьере хотя бы не позднее 30-ти лет. Возраст, который, кстати, и на рынке труда считается предельным для категории «молодых» работников. Дальше, по идее, должен начинаться уже настоящий карьерный рост — все выше, выше и выше…
Впрочем, ученые из Эдинбургского университета даже еще немного снизили этот возрастной предел, во всяком случае для мужчин. По их утверждению, если к 27 годам представители сильного пола не смогли добиться первых успехов в карьере и найти свою вторую половинку, то впоследствии сделать это им становится все труднее…
Как же выглядит развитие карьеры у среднестатистического молодого человека до 30 лет с точки зрения наших отечественных специалистов на рынке труда?
Считается, что с 18 до 23 лет люди получают свой первый трудовой опыт. Их преимущества в эти годы: энтузиазм, энергия, внешняя привлекательность, ценятся работодателями больше, чем образование, умение мыслить и дипломатичность. В свою очередь молодым важен гибкий график, поскольку многие в это время совмещают работу с учебой. Начиная трудиться с позиций, где не требуется высокая квалификация (курьер, официант, промоутер) они постепенно наращивают и свои первые профессиональные навыки, устраиваясь ассистентами, помощниками, младшими специалистами.
21−27 лет - это «золотое время», прелюдия будущей карьеры: когда еще можно попробовать себя в разных профессиях, поискать свой путь, не боясь, что нынешние эйчары, как некогда работники отдела кадров, вечно суровые и подозрительные, не заподозрят в вас легкомысленного летуна?! Искать себя и свою будущую компанию в этом возрасте не только желательно, но даже обязательно — чтобы в дальнейшем уже двигаться вперед, наверняка зная, что ты от этой жизни хочешь и как это получить!
Не секрет, что на российском рынке труда еще недавно самый востребованный у работодателей возраст имел крайне небольшой диапазон — 28−36 лет. В это время, как считалось, у оперившегося и уже набравшего силы специалиста, больше всего шансов получить руководящую должность, прибавку к зарплате и в случае недопонимания с начальством с шиком уйти, выбирая из вороха интересных предложений более подходящее…
Сейчас, конечно, ни а каком «ворохе предложений» речи нет и в помине. Кризис на дворе! Но зато и мало кому из нынешних работодателей (а соответственно и эйчаров) придет в голову списывать со счетов 40-летних бойцов, с их-то опытом и умениями. К слову, сегодня продвинутые специалисты в этой области, в полном соответствии с мировой практикой, говорят уже о трех (и не меньше!) карьерных периодах в жизни человека. Причем каждый из этих периодов может не иметь ничего общего с предыдущим: другая работа, другие мы… Начало «второй карьеры», согласно этой шкале, как раз приходится на возраст после сорока — после всех сделанных проб и ошибок, пережитого кризиса среднего возраста. В идеале именно эта «вторая карьера», обретенная такой дорогой ценой, может стать самой эффективной, по-настоящему «золотой», принести наибольшее удовлетворение.
Кстати, возраст «третьей карьеры» в этой системе координат наступает примерно к 65 годам. И это, по словам известного эксперта рынка труда Алены Владимирской, так называемая «карьера хобби» (если продолжение «второй карьеры» становится невозможным, в том числе из-за возраста и состояния здоровья). Главной целью становится уже не позиции и деньги, а самореализация. И часто в сфере, никак не связанной напрямую с выбранными ранее профессиями.
Недаром в мире так часто древние, особенно на взгляд молодых стартаперов, «старички и старушки» начинают новую жизнь, буквально фонтанируя жизненной энергией — пишут картины (и даже продают их с аукционов), прыгают с парашютов, заявляя о том, что всегда мечтали это сделать, только времени не хватало, выращивают розы, играют на биржах…
Кто из нынешних молодых людей отказался бы от такой «третьей карьеры»? Конечно, пока они не видят себя такими даже в страшных снах… Но мы-то, их родители, уже понимаем, что и жизнь свою, и тем более будущую старость можно и нужно планировать. Как можно чаще задаваясь вопросом — кто ты, чего ты хочешь? Какое дело ты выбираешь? И начать делать это самое важное и любимое для себя дело как можно раньше. Даже не дожидаясь 27 лет.