В разгар отпускного сезона, поездок к морю и «выгула» купальников, объявления в интернете типа «идеальная внешность — быстро и недорого» обычно не остаются без внимания как у женщин, так и у мужчин. Да и в остальное время российский рынок косметологических услуг, несмотря ни на что, успешно растет. Рекордный объем — 100 миллиардов рублей — был превышен еще в 2016 году. Стоит ли удивляться, что также ударными темпами растет и количество контрафакта, опасного для здоровья а иногда и жизни посетителей косметологических кабинетов?! Например, по оценке экспертов, до 40 процентов оборудования для косметологических процедур, которое продается в стране, является контрафактным (то есть либо не оригинальным, но незаконно использующим оригинальные знаки, либо — произведенным законно, но в обход закона ввезенным в нашу страну).
Как потребители сами относятся к неоригинальной продукции и насколько способны отличить ее от оригинала? И какие вообще существуют способы защиты от подделок в такой тонкой сфере как косметология? Ответы на эти вопросы были получены в ходе недавнего исследования «Контрафакт в эстетической медицине: взгляд врача и потребителя», которое провела юридическая компания BrandMonitor (при поддержке компании Merz).
Читайте также
Пенсионную реформу власть свалит на заговор Запада против Путина
«ЕдРо» пытается снять ответственность за массовый грабеж с президента, премьер-министра и себя самой
В онлайн-опросе приняли участие жители больших городов — мужчины и женщины от 18 до 55 лет, которые хотя бы раз за последние два года воспользовались (или планировали воспользоваться) услугами инъекционной или аппаратной косметологии. Также авторы исследования провели серию интервью с врачами-косметологами, представителями клиник и «частниками», им задавали вопросы об услугах, которые они оказывают, наличии необходимой квалификации, поиске клиентов, проверке поставщиков и материалов, т.д.
Основной вывод заключается в том, что потребители слабо разбираются в продуктах и отличить оригинал от подделки им очень сложно. Не представляя, сколько в действительности должны стоить услуги косметолога и сертифицированные продукты, люди рады любой возможности сэкономить. Заранее доверяя выбранному (в половине случаев с помощью сарафанного радио и советов знакомых) супер специалисту.
С другой стороны, высокая стоимость оригинальных препаратов и аппаратов для косметологии - повод для клиник и косметологов — «надомников», чтобы не потерять прибыль, идти на компромисс в качестве, используя неоригинальную продукцию.
По данным опроса, основными источниками информации при поиске клиник, салонов или отдельных специалистов являются: сарафанное радио (советы друзей и родственников) — 53 процента, реклама в интернете — 48 процентов. Намного реже люди обращают внимание на рекламу по ТВ (20 процентов) и размещенную на улице (12 процентов).
Словом, обретенный в результате тщательных поисков специалист, гарантирующий результат и качество, и есть, как правило, тот человек, которому клиенты полностью доверяют свою красоту и себя. И когда такой косметолог, вооруженный сертификатами и лицензиями (иногда поддельными) предлагает использовать вариант «подешевле» - люди нередко соглашаются, не думая о том, что легальные сертифицированные препараты и услуги (такие, например, как SMAS — лифтинг, т.е. безоперационная подтяжка лица) уж точно не могут стоить ниже своей себестоимости.
Разумеется, слово «контрафакт», имеющее выраженный негативный оттенок, в косметологических кабинетах вы наверняка не услышите. Используются более обтекаемые варианты — например, «аналог» или «реплика», которые, по данным опроса, удовлетворяют в четыре раза больше потребителей. «Реплику» посчитали качественной почти 41 процент опрошенных, в отличие от «контрафакта» (11 процентов).
Почти 86 процентов потребителей косметологических услуг, принявших участие в опросе, были уверены, что смогут самостоятельно распознать подделку. Среди критериев были названы все те же дипломы, сертификаты и отзывы. Однако реально определить контрафакт смогли не более 30 процентов участников.
Читайте также
Если матери больного ребенка нельзя помочь, то ее нужно упечь в тюрьму
Скандал с больным мальчиком дошел до Кремля, но что изменится?
Не секрет, что выявление контрафакта и путей, которыми он попадает на отечественный рынок — дело крайне непростое. Однако прецеденты есть: в 2018 году, в ходе своего исследования, BrandMonitor смогла привлечь правоохранительные органы к проведению тестовой закупки «сомнительной» косметологической техники. В результате чего было возбуждено уголовное дело и продавец фальсификата по решению суда получил наказание в виде лишения свободы сроком на три года.
Однако, этот случай — скорее исключение, борьба с контрафактом пока не носит системный характер. Нужны согласованные действия государства и компаний-производителей, — уверены авторы исследования «Контрафакт в эстетической медицине».
Кстати
Недавно три жительницы столицы в ходе уголовного дела были осуждены и получили реальные сроки за то, что не имея соответствующего образования и лицензии, организовали в Москве косметологический кабинет. Следствие установило, что не один год дамы, предъявляя поддельные дипломы, по своему разумению корректировали лица доверчивым москвичкам. Изъятые препараты не имели разрешающих документов для применения в медицинских целях на территории России. В результате введенных инъекций (которые просто фасовались по шприцам перед началом приема из неустановленных емкостей) 19 клиенток получили серьезные травмы — как медицинские, так и психологические. Мошенниц приговорили к разным срокам наказания, возглавлявшая «команду» лже врач-косметолог осуждена на пять с половиной лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Новости мира: Названа доза шоколада, которую можно съедать без вреда для здоровья