«Нет сомнений в том, что Кастро был фигурой крайне противоречивой, состояние прав человека (на Кубе — ред.) было предметом серьезной озабоченности, — сказал Трюдо на пресс-конференции в Мадагаскаре, где он возглавлял канадскую делегацию на съезде представителей стран-франкофонов. — Я об этом открыто говорил, однако в заявлении по поводу его смерти я подчеркнул прочные связи между народом Канады и народом Кубы».
Отвечая на жестко сформулированный вопрос, считает ли он, что Кастро был диктатор, Трюдо ответил: «Yes».
Представляющий Либеральную партию Канады премьер-министр попал под огонь критики в своей стране и за рубежом после того как выступил с заявлением сразу после того, как поступили сообщения о том, что Кастро скончался в возрасте 90 лет.
Заявление содержало выражение «глубокой скорби» по поводу смерти Кастро, в речи Трюдо не были упомянуты нарушения прав человека кубинским режимом, а сам Кастро был уклончиво назван «противоречивой фигурой». Трюдо также назвал его «легендарным революционером и оратором», который значительно улучшил систему здравоохранения и образования на Кубе.
«Я знаю, что мой отец очень гордился тем, что называл его другом», — сказал Трюдо.
Его отец премьер-министр Пьер Трюдо был первым лидером государства НАТО, посетившим Кубу и встретившимся с лидером кубинской коммунистической революции и многолетним антагонистом Соединенных Штатов. Встреча состоялась в 1976 году. В свою очередь спустя почти четверть века Кастро приезжал в Монреаль для участия в похоронах Пьера Трюдо.
Джастин Трюдо вкратце повторил свои соболезнования по поводу смерти Фиделя Кастро, выступая на церемонии открытия съезда представителей государств-франкофонов. В этой же речи Трюдо акцентировал внимание мировых лидеров на нарушениях прав девочек, женщин и ЛГБТ-сообществ.
Трюдо сказал, что он никогда не уклонялся от акцентирования внимания на вопросах соблюдения прав человека, эту тему он затрагивал в частности во время недавнего визита на Кубу.
«Канадцам известно, что я всегда поднимаю тему прав человека, я говорил об этом и с Раулем Кастро две недели назад, я говорю об этом везде, где оказываюсь во время зарубежных поездок», — сказал Джастин Трюдо.
Отвечая на вопрос, не сожалеет ли он о некоторых выражениях, содержащихся в заявлении (сделанном сразу после смерти Фиделя Кастро — ред), Трюдо сравнил реакцию людей на смерть Кастро с реакцией на смерть своего отца, хотя и не упомянул имя последнего.
«У меня осталась личная память о реакции людей на смерть фигуры, долгое время работавшей на политической арене, неважно насколько противоречивым этот политик представляется некоторым людям», — заявил Трюдо.
Он понимает, что его «скорая похвала» Кастро могла стать шокирующей для людей со сложным отношением к кубинскому режиму.
«Я не пытаюсь приуменьшить влияние этого человека на его страну в течение долгого времени», — подчеркнул Трюдо.
Премьер канадской провинции Квебек Филипп Куйяр не считает слова Трюдо неподходящими, учитывая, что Кастро только что ушел из жизни.
«Да, его достижения были окрашены в разные оттенки серого — некоторые белые, некоторые черные, но окончательное слово принадлежит историкам, — сказал Куйяр. — Не вижу никакого противоречия в том, чтобы считать Кастро гигантской фигурой ХХ столетия».
Перевод Станислава Варыханова
Оригинал статьи.