Отношения России и Турции переживают не лучшие времена. Разного рода ограничения по очереди вводятся то одной, то другой стороной. Усложняется ситуация фактором неопределенности — власти России, как и их турецкие коллеги, открыто не выступают ни с какими заявлениями в адрес друг друга. Поэтому до конца неясно, какого внешнеполитического курса будет придерживаться Москва или Анкара в ближайшем будущем. Многие российские СМИ допускают, что Турция ведет некую двойную игру, и никак не может определиться в предпочтениях. А такое поведение может вызывать лишь недоверие. Турецкие журналисты вообще в последнее время стараются обходить тему напряженности в отношениях с Россией, предпочитая акцентировать внимание на потенциальном развитии сотрудничества. Впрочем, в обоих государствах хватает разнообразных мнений — от самых радикальных, до чересчур идеалистических. Очень сложно определить, какая точка зрения ближе к истине.
Видный турецкий экономист, бывший преподаватель Университета Мармара и постоянный автор самого популярного турецкого издания «Миллиет» Гюнгёр Урас полагает, что государствам крайне необходимо развивать сотрудничество. Без этого не будет никакой стабильности в ряде регионов — в Закавказье, на Ближнем востоке и в Средней Азии. Об этом наш с ним разговор.
— Сейчас во главе Турции и России находятся такие люди, которые понимают, что без взаимодействия не обойтись. Все конфликты в регионе могут перейти на новый уровень, если они не смогут договориться. И как бы это ни странно звучало, ради необходимой стабильности иногда следует забыть о собственных интересах.
«СП»: — Что вы имеет в виду, когда говорите о «собственных интересах»?
— Россия и Турция так и не достигли договоренности по вопросам экономического сотрудничества. У каждой стороны есть свои претензии. Это привело к известным последствиям — для России отменен беспошлинный ввоз пшеницы, а в Турцию теперь могут не приехать российские туристы. Это и есть собственные интересы. Эти вопросы надо решать, но они ни в коем случае не должны оказывать влияние на процесс взаимодействия в Сирии или других регионах. Было бы очень хорошо, если бы этот принцип применялся.
«СП»: — Но все-таки в большинстве случаев экономика неотделима от политики…
— К сожалению, да. И поэтому ради мира в Азии, России и Турции надо навести порядок в своих торговых связях. Я уверен, что именно такой итог нас ожидает. Турецкие власти, я думаю, в ближайшее время выработают систему мер для налаживания контактов с российским руководством. Я знаю, что уже сейчас этим занимаются.
«СП»: — Как вам кажется, что именно хочет предложить России турецкая сторона?
— Мне кажется, что сначала будут ликвидировать пошлины. Я до сих пор не совсем понимаю, зачем их вообще вводили. С точки зрения экономиста, могу сказать, что достаточно легко было заранее просчитать их неэффективнось. Принято считать, что это политическая мера. Может быть это правда, но теперь пришло время отменять ее. Мне кажется, что до лета у нас уже никаких пошлин не будет.
«СП»: — А что вы думаете по поводу отмены чартерных рейсов из России?
— Интересный вопрос. Насколько я знаю, пока нет запрета. Вероятно, он и не последует.
«СП»: — В России считают, что вероятность отмены чартеров почти стопроцентная.
— Тогда зачем анонсировать запрет? Можно просто было его ввести и все. Я думаю, что это в первую очередь предупреждение. Это также часть внутренней политики — неужели россияне не ждут, что их власть отреагирует на пошлины? Мы тоже этого ждали. Думаю, что власти были готовы. Могу ошибаться, но почти уверен, что сейчас российские и турецкие дипломаты пытаются договориться о сроках. Россия хочет знать, когда будут отменены пошлины. Турция даст удовлетворительный ответ, но потребует гарантий, что все туристы смогут спокойно долететь до курортов. Поэтому чартерные рейсы точно не будут отменены. Или же запрет будет действовать совсем недолго.
«СП»: — Вы полагаете, что с этого начнется налаживание отношений?
— Как я говорил, в этом есть большая необходимость. Причем дело не только в международной безопасности, но и в тех условиях, в которых оказались сегодня Турция и Россия. Турция не может разобраться в том, что ей делать с ЕС. Скорее всего, Эрдоган откажется от дальнейших попыток сблизиться с Евросоюзом. Я думаю, он переключит свое внимание на Евразийский союз. Раньше он уже выказывал заинтересованность, но сейчас его к этому толкает Брюссель. К тому же, насколько мне известно, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время личных встреч с Эрдоганом призывал его сблизиться с Евразийским союзом.
«СП»: — Неужели Турция так просто променяет ЕС?
— Дело в том, что ЕС уже давно променял Турцию на «что угодно». Наш президент до последнего отказывался в это верить, но теперь все осознал. Годами Турция не могла вести самостоятельную политику, надеясь на членство в ЕС. Пора менять ситуацию, и Евразийский экономический союз может стать отличной альтернативой. Это большие перспективы.
«СП»: — А что насчет членства Армении в Евразийском союзе?
— Да, это сложно. В рамках Союза придется для взаимодействия Турции и Армении разработать отдельный механизм. Конечно, необходимо будет привлечь специалистов из Азербайджана. Сейчас это звучит нереалистично, но за последние годы в мире случилось много неожиданных вещей. Над азиатским регионом нависло так много угроз, что без союзничества Турции и России его ждет ужасное будущее. Возможно, все сегодняшние проблемы являются следствием того, что Турция и Россия уже несколько веков не могут вывести свои отношения из кризиса.