Если бы слова министра культуры Литвы Лианы Руоките-Йонссон о белорусском балете «Витовт» не были реально произнесены, то их можно было бы воспринять как политический анекдот. «По моему личному мнению, с учетом усилий наших восточных соседей использовать культуру и искусство как инструменты „мягкой силы“, организацию таких мероприятий прямо перед 16 февраля нужно рассматривать как провокацию», — сказала она о постановке.
Речь о предстоящих в Вильнюсе гастролях белорусского Большого театра оперы и балета, который в январе покажет на крупнейшей арене Siemens балет «Витовт». Витовт, в литовской истории — Витаутас — выдающийся князь Великого княжества Литовского, один из победителей, вместе с польским королем Ягайло, тевтонцев в Грюнвальдской битве.
Только вот беда: белорусы считают его своим великим предком, а литовцы — своим. Но у белорусов претензий к литовцам нет, так как они считают историю Великого княжества Литовского общей, а у литовцев к белорусам есть. Да к тому же белорусы, а может быть организаторы гастролей, ухитрились написать, что это «подарок Литве в связи со столетием независимости».
16 февраля следующего года республика отметит 100-летие. В этот день в 1918 году Литовская Тариба (Совет) в составе 20 человек, избранных на разрешенной оккупационными германскими властями Вильнюсской конференции (было 214 делегатов), провозгласили восстановление независимости Литовского государства. Да, в условиях оккупации. Репрессий не было.
Эту дату в советские времена тайно отмечали литовские студенты, на чьих фуражках можно было увидеть ленточку с цветами не флага Советской Литвы, а — той, довоенной, буржуазной, ну и нынешней. И вот Вильнюс готовится к большому празднику, а тут белорусы со своим сомнительным балетом, похожим, как считает министр культуры, на оружие.
«Однозначно негативно оцениваю попытку организаторов выступления примкнуть к мероприятиям столетия восстановления государства, — возмущается министр в изложении агентства BNS. — Обращаю внимание, что это выступление никак не связано с программой столетия восстановления Литовского государства, более того, не получает никакого финансирования от министерства культуры».
Недовольство литовской стороны балет вызвал только сейчас, хотя премьера состоялась в 2013 году. Но потом был Крым, началась информационная война Запада с Россией, в которой Литва прорывается в лидеры, белорусский театр нагло отправил на гастроли в Россию этот спектакль с неправильной трактовкой образа Витовта. Ну а сейчас к тому же проходят российско-белорусские учения «Запад-2017», которые заранее чуть не свели с ума литовскую элиту. Но вот расползутся русские и белорусские танки по своим ангарам, а Минск уже в январе прикатит в Вильнюс прямо на подмостки свое новое исторически-идеологическое оружие.
В кратком содержании балета белорусы присвоили даже зубра, на которого когда-то охотился Великий князь Гедиминас (кстати, в нашем понимании — Гедимин). Говорится, что в лесах Великого княжества Литовского «вся природа славит владыку лесов Зубра — покровителя белорусской земли и живущих на ней людей».
Создатели балета утверждают, что балет — всего лишь легенда о любви, предательстве, подвиге, но все равно министр культуры Литвы считает предстоящие гастроли провокацией. Вам это не напоминает случайно историю «Матильды», которая вроде тоже всего лишь о любви, но зато вон какой скандал в России одна депутатша умудрилась замутить?
Вильнюс весьма ревниво относится к исторической памяти Беларуси, где прекрасно помнят, кто был основой его могущества. Литовских политиков раздражает демонстрация отреставрированных белорусских замков периода Великого княжества Литовского. В местных СМИ редко встретишь полное наименование государства — Великое княжество Литовское, Русское, Жамойтское и иных. Его карта, включавшая территории современной Беларуси, Литвы кроме Клайпедского края, части Украины и даже юго-западных земель России — Смоленск, Брянск и Курск, почему-то не дает литовским политикам оснований считать эти народы такими же историческими «правопреемниками» того средневекового государства. Литва фактически приватизировала право на Великое княжество.
В 2014 году чуть не разразился морально-исторический конфликт между Литвой и Беларусью за право владения победой над армией Русского государства в битве под Оршей (Оршская, Оршанская битва). Она произошла 8 сентября 1514 года и оказалась редким успехом объединенных войск Великого княжества Литовского и Королевства Польского в той войне. Всего было шесть битв, но только в сражении под Оршей русские потерпели поражение, однако и оно не помогло литовцам, полякам и тогдашним белорусам отбить Смоленск, который ранее в том же году вернул Василий III.
Да, белорусам. В Беларуси ту победу считают своей. Почему бы и нет, если государственные документы в княжестве и его канцелярские книги — Метрики — писались на старобелорусском, а литовско-польскими войсками 8 сентября 1514 года руководил православный князь Константин Острожский, он же гетман великий литовский. И в честь победы он возвел в Вильне каменный православный храм Святого Николая на фундаменте старой деревянной церкви, построенной в XIV веке и считавшейся в городе первым христианским храмом. Ныне в Вильнюсе он известен как православная Никольская церковь. Заметим: не польский и не литовский католический костел…
Литовские политики посчитали «присвоение» той победы белорусами информационной исторической войной Минска с Вильнюсом и очень просто решили этот вопрос: Сейм объявил 2014-й Годом битвы под Оршей, которая, как говорилось в парламентском документе, ознаменовала «историческую победу Великого княжества Литовского» и защиту территориальной целостности литовских земель. Белорусские не упоминались…
Скандал между Литвой и Беларусью мог бы разразиться и на геральдической основе. Герб Литвы — так называемая «Погоня»: рыцарь на коне, замахнувшись мечом, несется на невидимого врага. А Беларусь в период правления доктора физико-математических наук Станислава Шушкевича, избранного 9 сентября 1991 года председателем Верховного Совета, 19 сентября 1991 года, одобрила новый несоветский герб — того же рыцаря с таким же щитом с изображением шестиконечного креста. Вот только у литовского коня на гербе хвост задран, а у белорусского почему-то был опущен. Возможно, это и останавливало Вильнюс от исторических претензий, хотя в описании говорилось, что Государственный герб Республики Беларусь «Погоня» является символом суверенитета Республики Беларусь, отражает исторический путь белорусского народа, многовековое существование и развития его государственности.
Вероятно, скандал все же случился бы, но Александр Лукашенко, придя к власти в 1994-м, организовал в 1995-м референдум о главном государственном символе страны. И в итоге, как захотел народ, заменил «Погоню» на фактически герб Белорусской ССР, созданный в 1950 году главным художником Гознака Иваном Дубасовым. И хотя бы тут не произошел исторический спор Вильнюса с Минском.