Спикер Сейма Литвы Викторас Пранцкетис порадовал грузинских, извините, сакартвелских патриотов. Он предложил с 2018 года называть Грузию «Сакартвело» — так, как и хочет официальный Тбилиси, пытаясь избавиться от названия, которое почему-то считает русским.
«Грузины не любят слово Грузия, — сказал спикер, выступая со своим предложением.- Им больше по душе название Сакартвело».
Это не совсем так. Грузины грузинам рознь. Сталин, которого часть Грузии до сих пор почитает, а у некоторых водителей висят под стеклом портреты вождя народов, называл Грузию Грузией, интересовался грузинскими историей и языкознанием. И даже по свидетельству очевидцев, планировал расширить термин «грузин», чтобы возвысить жителей Грузии над другими народами Закавказья.
Слово же «Сакартвело» происходит от названия одной из основных историко-географических областей Грузии, считающейся колыбелью ее государственности, — Картли. В 35 году нашей эры войско Картли вторглось в Армению, там сел на трон грузин.
Грузины с переменным успехом сражались с врагами. В 1762 году было образовано Картли-Кахетинское царство — грузинское государственное образование, созданное в результате объединения двух восточно-грузинских государств. Но к 1783 году в ходе войн царство оказалось отрезано от христианского мира и выживало между Турцией и Ираном, которые фактически поделили страну.
В 1783 году царь Грузии Ираклий II подписал в крепости Георгиевск Георгиевский трактат — договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединенным грузинским царством Картли-Кахети и о переходе Грузии под протекторат России. С помощью русского царя грузины прогнали врагов, страна стала развиваться под покровительством России. Не было бы Георгиевского трактата — не было бы, вероятно, Грузии, у которой, заметим, глубокие христианские корни. Турция и Иран явно не те страны, где могли бы развиваться грузинская культура и история.
Так вот: среди версий происхождения слова «Грузия» — ссылка на покровителя страны Святого Георгия. В средневековье в Грузии было 365 храмов Святого Георгия.
Есть и другая версия, корни которой не менее глубоки, чем рассуждения о Картли — название «Грузия» происходит от «Гурджан», «Гурзан» из арабо-персидских, сирийских и других источников. Считается, что эти названия происходят от арабо-персидского «гурдж» («гурджистан» — «страна волков»), восходящему к персидскому «горг» — «волк».
Ну не хотят грузины быть волками, потому что слово для них почему-то русским духом пахнет. Конечно, дело грузин, как себя называть. Хотят быть сакартвелцами — ради бога. Но политики и историки современной Грузии-Сакартвело плюнули в собственную историю и в Россию, хают Георгиевский трактат, в конечном счете, сохранивший их государственность и жизни.
Могут возразить: в составе Российской империи и внутри СССР у них, мол, не было своей государственности. Но — первое — важен итог, который был бы невозможен без спасительной роли русского царя, а — главное — существует вполне справедливый анекдот о том, что СССР был колонией Грузии. Вспомним, как жили грузины, будущие сакартвелцы в Советском Союзе.
И вот что любопытно: по большому счету грузинским патриотам, похоже, все равно, как будут называть их страну, лишь бы не в русской, как они считают, традиции. Из Тбилиси разослали такие письма в разные страны. Думаете, принципиально требовали называть государство «Сакартвело»? Ан нет. В 2013 году глава МИД Грузии Майя Панджикидзе обращалась к Литве с просьбой, чтобы Вильнюс называл страну, как американцы, переименовавшие в 2011 году Грузию в Джорджию (Georgia), словно это штат США. А что? Мелочь, а приятно. Пусть звучит не по-русски, а по-американски.
Правда, тогда почти никто не отозвался на призыв Тбилиси. Даже Литва. Государственная комиссии по литовскому языку пришла к выводу: изменение названия «Грузия» на «Джорджия» было бы необоснованным. Лишь Япония и Южная Корея вслед за США согласились на «Джорджию».
Особенно обострилось желание грузинских политиков и историков избавиться от названия «Грузия» после войны 2008 года…
Спикер Сейма Литвы Викторас Пранцкетис рассказал, что с просьбой о переименовании к нему обращались и «простые граждане» Грузии (можно подумать, что председатель парламента ходил по улицам Тбилиси и по поселкам страны), а также президент Георгий Маргвелашвили, а в Вильнюсе — посол Грузии в Литве Хатуна Салуквадзе. «Это будет прекрасный подарок для грузин», — приводят СМИ слова этого дипломата, обращенные к спикеру. Кстати, а почему не сказала «сакартвелцам»?
Предложение президента Грузии, дипломатов и «простых граждан» в Сейме Литвы поддержали. С 2018 года Грузия в Литве будет называться «Сакартвело».
А вот Латвия не расщедрилась на подарок, обидела официальный Тбилиси и «простых граждан». «Во всех языках названия другим государствам даются по законам языковой логики, а также согласно истории и законам языка, — сказал глава Центра госязыка Марис Балтиньш. — Cлово „Грузия“ встречалось в латышском языке около 130 лет, у нас нет никакого основания что-то менять»…
А вот у Литвы есть основания — политические. Вильнюс опекает Тбилиси со времен Саакашвили, считая страну якобы поборницей демократии. Ну да, как американцы, несли демократию обстрелами недемократов. В августе 2008 года в Тбилиси прибыли президент Литвы Валдас Адамкус, президент Польши Лех Качиньский, президент Украины Виктор Ющенко, президент Эстонии Тоомас-Хендрик Ильвес и премьер-министр Латвии Ивар Годманис. Они приняли участие в митинге против действий России в Грузии. Естественно, против действий Грузии в Южной Осетии они не протестовали.
Вильнюс поддерживает любое антироссийское действие, будь это экономика, политика, оборона. А теперь и топонимика.