В антироссийском раже Петр Порошенко предложил МИД Украины начать переговоры с Тбилиси о смене официального названия Грузии на «Сакартвело». Но на самом деле в идее бывшего президента нет ничего нового. Такое переименование на радость грузинам-сакартвелцам еще в прошлом году осуществила Литва.
Сакартвело (страна картвелов) — это название, происходящее от основного центрального грузинского региона Картли, который считается колыбелью государственности страны. Правда, трудно определить, кто же является картвелами, так как здесь весьма пестрый этнический состав населения: при преобладании грузинского населения есть места компактного проживания армян, азербайджанцев, осетин и греков.
А чем не нравится грузинам старое название страны? По их мнению оно якобы то ли русифицированное, то ли советизированное. Но заметим: в большинстве государств мира эту страну называют все равно не Сакартвело, а Georgia, которое звучит больше как «Грузия», нежели как предложенное название.
Впрочем, уже целый год официальный Вильнюс временами путается — у него Грузия то «Грузия», то «Сакартвело», но формальный акт переименования осуществлен 3 мая прошлого года. Как заметило посольство Грузии, тьфу, Сакартвело, или все-таки Грузии в Вильнюсе, «это уникальный жест со стороны Литовской Республики, приуроченный к столетию восстановления независимости Грузии и создания Первой Демократической Республики, которое мы отметим 26 мая 2018 года».
Читайте также
Лукашенко показал Путину, что пенсионную реформу проводят не для обогащения верхушки
Почему в Белоруссии возраст выхода на пенсию подняли без протестов, а наша власть боится о ней даже говорить
Эта «независимость» возникла в мае 1918 года в результате распада Российской империи, по наущению Германии и при ее покровительстве для того, чтобы избежать нашествия Турции, которая, впрочем, к тому времени уже отняла у Грузии некоторые территории, в частности, мусульманский Батуми, а также Карс, Ардаган, Озургети, Ахалцихе. 26 мая и была провозглашена, заметим, Грузинская, а не Сакартвелская Демократическая Республика.
В общем история та непростая, полная слез, крови, политических интриг. В конце концов она привела Грузию в состав СССР, так как власть перешла в руки грузинских большевиков. 12 февраля 1921 войска РСФСР вошли в Грузию, 25 февраля части заняли Тифлис, был создан «Грузинский ревком». В Кутаиси министр обороны Грузии Григол Лордкипанидзе заключил с представителем РСФСР Авелем Енукидзе соглашение, позволявшее Красной Армии занять Батуми.
Енукидзе, заметим, до своего падения и расстрела в 1937 году был другом Сталина, насколько можно говорить о дружбе в политике, крестным отцом жены вождя Надежды Аллилуевой.
Ну в общем все знают, что в составе Советского Союза эта республика процветала. Сталин ли приложил руку или предприимчивость картвелцев? Но известен анекдот того времени, который, впрочем, и вовсе не анекдот: «СССР — колония Грузии».
Несметные богатства советских нуворишей, цеховики, воры в законе — все это сосуществовало с древней культурой и мудростью части народа.
В годы войны, с 1941 по 1945 существовал гитлеровский грузинский легион, о котором в советский период было не принято говорить. Да и вроде бы напрямую к советской республике он отношения не имел, ведь фашисты так и не вошли в Грузию, а легион был сформирован из эмигрантов и военнопленных.
Для меня грузины долгое время ассоциировались все же с фильмом «Отец солдата», снятом в 1964 году режиссером Резо Чхеидзе на киностудии «Грузия-фильм». Заметим: среди Героев Советского Союза — 91 грузин. Ну и, пожалуй, с фильмом «Мимино» Георгия Данелия с Вахтангом Кикабидзе, за которую он в 1978 году получил Государственную премию СССР, но на старости лет вдруг «прозрел» и сообщил о том, как обрадовался распаду Советского Союза. «Очень обрадовался. Даже стол накрыл», — сказал он в интервью Жанне Немцовой.
Эта радость, выходит, была не на волне эмоций из-за российско-грузинской войны 2008 года, а была выстраданной, продуманная, выношенной человеком, обласканным ненавистной властью и принимавшим ее премии и награды.
Или вот неожиданно проявился обласканный вообще всеми властями, родными и зарубежными, выпускник ВГИКа, выдающийся кинорежиссер Отар Иоселиани. Вот его высказывания. «Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть…». «Они все — завоеватели. Наглые, мерзкие… Это я про русских».
Для меня это шок. Понятно: война обостряет чувства. Ну у обоих обожаемых когда-то деятелей, как они сами признали, — глубинная ненависть к русским, глубинный национализм, не связанный с войной 2008 года. Вот и думаешь: а не напускное ли у грузин гостеприимство, если даже такие выдающиеся деятели культуры способны к национальной нетерпимости, если они ненавидят Россию, которая, в общем-то, спасла их.
Читайте также
ПАСЕ: Деньги российских стариков победили украинскую истерику
Восстановление прав российской делегации в ПАСЕ ничего не изменит, кроме новых затрат на устаревший орган
Напомним: как в 1918 году Грузия попросилась под покровительство Германии, спасаясь от турков, так в 1783 году заключила Георгиевский трактат, спасаясь от Ирана и Турции — договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединенным грузинским царством Картли-Кахети о переходе Грузии под протекторат России. Царь Ираклий II признал покровительство России, обязал свои войска служить российской императрице Екатерине II, которая выступила гарантом независимости и целостности территорий Картли-Кахетии. Грузии предоставлялась полная внутренняя самостоятельность. Договор уравнял в правах грузинских и русских дворян, духовенство и купечество.
И была Грузия Грузией, и это не мешало никому ни в Грузии, ни в России, ни в СССР. А вот теперь, когда грузины-картвелы выбрали себе другого покровителя, захотелось сменить «противное» название. Еще в 2017 году президент Георгий Маргвелашвили попросил литовских журналистов, прибывших в Тбилиси для знакомства со страной, называть его государство «Сакартвело». «Я считаю, что смена названия на европейское Георгия или грузинское Сакартвело лучше бы отражало наши отношения, поскольку мы общаемся друг с другом напрямую, а не через российский вектор», — сказал он, утверждая, будто название Грузия существует лишь в русской традиции.
Новости России: Российских полицейских пустят отдыхать в Таиланд и Турцию
Однако даже в Вильнюсе некоторое время высказывали сомнения. Государственная комиссия по литовскому языку разъясняла: для смены названия Грузии нет оснований по причине исторической традиции и отсутствия иных примеров употребления. Однако навстречу Тбилиси пошел спикер сейма Литвы Викторас Пранцкетис. Он-то и предложил с 2018 года называть Грузию Сакартвело. «Грузины не любят слово Грузия, — сказал он. — Им больше по душе название Сакартвело».
Да и бог с ними. Только почему-то пока отреагировала лишь Литва да и лично Петр Алексеевич Порошенко. И да, конечно в переименовании Грузии на такой волне — открытый антироссийский посыл.