29 ноября в смешанном онлайн-офлайн формате открылся традиционный третий по счету китайско-российский бизнес-форум по энергетике. Особенность нынешнего мероприятия в том, что оно проходит на фоне обостряющихся противоречий России и Запада, которые отражаются на энергетическом рынке, а также поворота Европы к «зеленой» экономике.
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин направили в адрес форума специальные послания, подчеркнув тем самым особое значение этого направления взаимодействия двух стран. Это и понятно, поскольку энергоресурсы занимают свыше 60 процентов в российском экспорте в Китай.
Си Цзиньпин отметил, что в год 20-летия подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ две страны добились плодотворных результатов в продвижении всестороннего стратегического сотрудничества и всеобъемлющего практического взаимодействия, важнейшим направлением которого является энергетическое. Как заявил Председатель Си, «преодолев влияние пандемии коронавируса нового типа, стороны существенно нарастили объем торговли энергоресурсами, реализовывали важные проекты и осваивали новые сферы и способы взаимодействия». Китайский лидер отметил, что заметные успехи энергетического сотрудничества двух стран свидетельствуют о широком потенциале развития китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства в новую эпоху. Китай готов прилагать общие с Россией усилия для создания более тесных отношений в энергетике, вместе защищать энергетическую безопасность и бороться с вызовами климатических изменений.
Читайте также
Нет доказательств, что главный враг поджелудочной — это алкоголь
Все, что необходимо знать каждому о диагностике и лечении одного из самых агрессивных видов рака
Президент России в поздравительном письме отметил, что отношения всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия между Россией и КНР находятся на беспрецедентно высоком уровне. Важной составляющей этих отношений является энергетическое сотрудничество, которое за последние годы получило весьма значительное развитие. Обеспечена стабильная работа трансграничных нефте- и газопровода, планомерно увеличиваются поставки энергоресурсов, успешно реализуются масштабные совместные проекты, в частности по производству сжиженного природного газа в Арктике и по строительству энергоблоков на атомных электростанциях. Он выразил надежду на то, что предприятия двух стран усилят контакты, изучат новые направления сотрудничества, в частности в области информатизации энергетики и «зеленой» энергетики, чтобы внести новое содержание в российско-китайское энергетическое взаимодействие.
Представивший форуму послание китайского лидера вице-премьер Госсовета КНР и член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Хань Чжэн был более конкретен. Он выдвинул предложение из четырех пунктов по углублению китайско-российского сотрудничества в области энергетики.
По его словам, во-первых, сторонам следует ускорить формирование модели взаимодействия, которая связывает верхний и нижний уровни сотрудничества и способствует скоординированному развитию сотрудничества в области торговли энергоресурсами, инвестиций, технологий и услуг.
Во-вторых, сторонам следует активно изучать новые направления энергетического сотрудничества, укреплять сотрудничество в области применения новых технологий в сфере энергетики, а также углублять сотрудничество по согласованию и взаимному признанию энергетических стандартов.
В-третьих, странам необходимо создавать благоприятную среду для сотрудничества, предоставлять качественные услуги, а также взаимно поощрять инвестиции энергетических предприятий.
В-четвертых, Китаю и России необходимо объединить усилия для продвижения «зеленой», низкоуглеродной трансформации энергетики и углубления сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, водородной энергетики, хранения энергии и интеллектуальной энергетики. Стороны должны совместно реализовывать глобальные инициативы в области развития и вносить положительный вклад в противодействие изменению климата.
Свидетельства тому, что двустороннее энергетическое сотрудничество и без того развивается бурными темпами, мы видели и раньше. Но накануне было объявлено, что, по прогнозам, экспорт электроэнергии из РФ в Китай в 2021 году вырастет на 30%. КНР этой осенью столкнулась с энергетическим кризисом из-за дефицита угля и его высокой стоимости. Это привело к ограничениям в подаче электроэнергии в ряде провинций (преимущественно на северо-востоке страны) и снижению производства ряда электроёмких отраслей. Это вынудило китайское правительство нарастить импорт электроэнергии из России. В частности, в октябре «Интер РАО» увеличила поставки в КНР на 90% от плана и в два раза в годовом выражении.
На фоне энергетического дефицита Китай резко нарастил импорт угля из России. В августе и сентябре с.г. из нашей страны завозилось на 230 процентов угля больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в самом Китае срочно были расконсервированы угольные шахты, работа которых была приостановлена ранее в рамках политики улучшения экологии и отказал от наиболее грязных видов энергии.
Как сообщил на форуме вице-премьер правительства РФ Александр Новак, поставки газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» на конец ноября в сумме достигли 13,4 миллиарда кубометров. Это свидетельствует о значительном прогрессе, хотя и далеко от запланированного объема поставок в 38 млрд кубометров в год.
По словам Новака, Россия заинтересована в том, чтобы развивать сотрудничество с китайскими партнерами в «зеленой» энергетике. «И КНР, и Россия определили целевые показатели достижения к 2060 г. углеродной нейтральности, поэтому у нас здесь цели сходятся. В этой области мы видим несколько направлений. Одно из них — это возобновляемые источники энергии, которые активно развиваются и поддерживаются правительствами обеих стран. Здесь у нас на сегодняшний день большие перспективы: на Дальнем Востоке — создание ветропарков, солнечной генерации. Буквально здесь, на полях форума, будет подписано соглашение между китайской компанией и компанией «Восток Ойл», проработки возможности строительства ветроэнергетического парка в рамках проекта «Восток Ойл», — рассказал Новак.
По его словам, Россия и Китай также обсуждают перспективы сотрудничества в области водородной и атомной энергетики. «Помимо строительства крупных блоков, которые ранее реализовывались, и уже в мае этого года начали дополнительно строиться на действующих площадках, мы рассматриваем развитие сотрудничества в области использования реакторов малой мощности. Здесь Россия является мировым лидером. Мы рассчитываем, что и наши китайские партнеры будут использовать такой экологически чистый источник энергии, и мы будем здесь развивать наше партнерство», — отметил Новак.
Но все же это пока перспективы. А основа нынешнего взаимодействия — нефть, газ и электроэнергия, которые идут из России в Китай. По итогам 2020 года Россия экспортировала в Китай 83,57 миллиона тонн, что на 7,6% больше, чем в прошлом году. При этом Россия заняла второе место по объемам поставок в КНР, уступив Саудовской Аравии, экспортировавшей в Китай 84,92 млн тонн нефти, на 1,9% больше, чем в 2019 году. Китай в 2020 году сохранил первенство в мире по импорту нефти, закупки составили 542,4 млн тонн — почти 11 млн баррелей в сутки, больше, чем сейчас добывается в России.
Хотя Россия экспортирует в Китай треть всей добываемой в стране нефти, глава «Роснефти» Игорь Сечин не стал отчитываться об объемах поставок в Китай, а сконцентрировался на глобальных проблемах. По его словам, энергокризис этого года показал, что надежная работа энергосистем обеспечивается за счет долгосрочных контрактов, они снижают волатильность цен. «Действующие между нашими странами долгосрочные соглашения обеспечивают не только энергетическую и экономическую безопасность Китая, но также устойчивое развитие энергетики и экономики России», — сказал Сечин.
Он обратил внимание на то, что рекордные цены на газ стали индикатором того шока, который испытала Европа, экономический рост которой находится под угрозой из-за непродуманной энергетической политики. Что же касается взаимодействия России и Китая в энергетике, то здесь все в порядке и стабильно развивается.
Как сообщил Сечин, на полях форума две страны подпишут около 20 соглашений в сфере энергетики. Это поставки энергоресурсов, трансфер технологий, совместные исследования, участие в закупках, подготовка кадров, образование.
Несколько в тени форума оказалось сотрудничество в атомной энергетике. Однако оно также на подъеме. Накануне было объявлено, что первая партия крупногабаритного оборудования российского производства для АЭС «Сюйдапу» — проекта сотрудничества между Китаем и Россией в области атомной энергетики — прошла таможню в городе Хулудао (пров. Ляонин, Северо-Восточный Китай).
В мае 2021 года в рамках проекта сотрудничества Китая и России в сфере ядерной энергетики началось строительство третьего и четвертого блоков АЭС «Сюйдапу», а также седьмого и восьмого энергоблоков Тяньваньской АЭС, на которых будут использоваться российские реакторы ВВЭР-1200.
Ожидается, что после ввода в эксплуатацию годовой объем выработки электроэнергии на 4 энергоблоках достигнет 37,6 млрд кВт-ч, что позволит сократить выбросы углекислого газа на 30,68 млн тонн в год.
Китай, в отличие от России, переход к зеленой экономике не только не критикует, а сам участвует в этом процессе и является мировым лидером развития альтернативной энергетики. У нас пока прослеживается двоякая позиция. С одной стороны, у нас появилось понимание общемирового тренда, от которого не уйдешь. С другой стороны, как нам кажется, слишком резкий поворот к зеленой экономике вызывает отторжение, имеет место, мягко говоря, сдержанный подход к альтернативной энергетике и всему, что с нею связано.
Это понятно с той точки зрения, что наша экономика базируется на углеводородах, и до 70 процентов госбюджета формируется от этих налоговых поступлений. В России по-прежнему надеются, что в отличие от Европы, Китай еще не скоро откажется от ископаемых источников энергии, и этот рынок сбыта будет существовать гораздо дольше, чем европейский рынок. При этом у нас не всегда учитывают, что в Китае слов на ветер не бросают, а также принято выполнять и перевыполнять планы партии. А она постановила достичь пиков выбросов к 2030 году, то есть всего через 8 лет, а к 2060 году — углеродной нейтральности.
Читайте также
Откуда «Омикрон» придет в Россию — с нашими туристами из Египта, Турции или из Европы?
Новый штамм коронавируса пошел гулять по планете, значит, и к нам прибудет. А может, уже прибыл
Китаю российский подход в целом удобен. Россия стала надежным, хоть и далеко не единственным поставщиком энергоресурсов. Это особенно важно для Пекина в свете обострения противоречий с США, которые по мере развития КНР будут объективно усиливаться. Ведь, поставки нефти и газа из России перекрыть невозможно. Тем не менее, энергетическая стратегия Китая не предполагает зависимости от поставок энергоресурсов из какой-то одной страны, даже от такой дружественной, как Россия.
Но по мере отказа от ископаемых источников энергии, Китай будет все больше переключаться на альтернативные. Там намного опережают не только Россию, но и остальной мир в этом тренде. Нам тут важно соблюсти баланс, смотреть на опережение и не остаться со своими энергоресурсами не у дел. Чтобы, когда Китаю уже будут не нужны наши нефть и газ, нам было что им предложить, помимо углеводородов.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Китай сегодня
Китайские археологи обнаружили редкий бронзовый сосуд
Xiaomi сможет выпускать до 300 тыс. автомобилей ежегодно
Путин заявил о беспрецедентном уровне российско-китайских отношений
В Китае нашли шлифованное изделие из слоновой кости 100-тысячелетней давности
Все материалы по теме (1494)