28 января спецпредставитель главы ОБСЕ в составе трехсторонней контактной группы в Минске Мартин Сайдик, в ходе интервью австрийской газете Kleine Zeitung предложил новый план мирного урегулирования ситуации в Донбассе. К сегодняшнему дню некоторые из сторон высказались по идее Сайдика. По мнению общественного и политического деятеля, основателя ДНР Андрея Пургина, инициатива спецпредставителя ОБСЕ не послужит реализации Минского процесса, а цель данного документа —заставить Россию и Республики участвовать в обсуждении заранее неудобных вопросов.
«Предложение Сайдика в том виде, в котором оно было озвучено, является психологической и медийной провокацией. Нужно помнить, что существует всего три документа, которые регулируют Минсксие соглашения: Минский протокол от 5-го сентября 2014 года, Минский меморандум от 19 сентября 2014 года и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Последний из них был поддержан Совбезом ООН и имеет высшую политическую легитимность в мире. Страны, подписавшие этот документ (Россия, Франция, Германия, Украина), гарантировали его исполнение. Но мы видим, как украинская сторона намерено тормозит его реализацию: он не выполняется, игнорируется и на сегодняшний день является «мертвым» документом, по которому не происходит никаких продвижений.
В этот момент спецпредставитель главы ОБСЕ предлагает свой план действия в Донбассе. Фактически — это проба психологического давления на Россию и Республики. Нужно понимать, что Сайдик — человек, который скоро должен покинуть свою должность. При этом, он вдруг порождает какой-то документ, в котором описаны максимально неудобные для нас вещи. По сути — это чужие «хотелки», которые не могут устроить ни Республики, ни Россию. Любой здравомыслящий человек это понимает.
Далее процессу придается масштабная медийная раскрутка: якобы его вынуждены взять к рассмотрению Германия с Францией, он активно поддерживается Волкером и американским посольством в Киеве, о нем постоянно говорят в западных медиа-ресурсах. Я подозреваю, что за всем этим медийным шумом потом последует предложение о встрече и обсуждению представленного документа. И здесь самое главное — рождается новая инициатива, новый документ, «упавший» неизвестно откуда. Происходит подмена понятий. Я подчеркиваю — этот документ изначально является крайне неприемлемым.
Создается такое впечатление, что есть предложение, даже есть возможность компромисса, а вот Россия и Республики уступать не готовы. Здесь даже не стоит вопрос в том, согласны ли мы рассматривать этот документ или нет — эта инициатива противоречит Минским соглашениям. Должен быть категорический отказ обсуждать предложение Сайдика. К большому сожалению МИД ДНР оказался не готов к этой ситуации и его комментарии запоздали.
Таким образом мы попадаем в так называемую «ловушку обороняющихся». Нужно понимать, что существует постоянно наступающий коллективный Запад. Он предоставляет определенные посылы, создавая таким образом системный дискурс. И если вы начинаете обсуждать их, то уже идете на поводу у оппонентов. Именно поэтому отказ обсуждать данную инициативу — единственная правильная позиция. Мало того — этот документ порожден Сайдиком и американской стороной, поскольку Франция и Германия заявляют о том, что они только планируют этот документ рассматривать.
Здесь не может быть никакого торга по определению — это предложение не повод для очередных переговоров, тем более с целью его обсуждения».