Кишинёв и Тирасполь: «малыми шагами» к федерализации Молдавии - «Россия» » Новости Дня Сегодня
Кишинёв и Тирасполь: «малыми шагами» к федерализации Молдавии - «Россия» 13:38 Четверг 0 169
19-01-2017, 13:38
Россия 169 0

Кишинёв и Тирасполь: «малыми шагами» к федерализации Молдавии - «Россия»


Первый за девять лет официальный визит президента Молдавии в российскую столицу становится не только знаковым в новой вехе молдо-российских экономических отношений, но и геополитически образующим фактором на границе с Европейским союзом.
Подводя предварительные итоги встречи лидеров двух государств 17 января, можно констатировать, что основным лейтмотивом диалога Путин-Додон стал вопрос скорейшего урегулирования приднестровского конфликта, по сути, практически единственно нерешенной проблемы суверенитета на постсоветском пространстве.
Похоже, что в сложившейся ситуации мнение Приднестровья, в соответствии с Конституцией — суверенного и независимого государства, как непосредственно заинтересованной стороны, пострадавшей в вооруженном конфликте 1992 года от молдавской агрессии, браться во внимание не будет. А есть ли это «своё» мнение?
На заявление президента Владимира Путина о том, что Россия будет способствовать «выработке компромиссного решения ситуации» в рамках территориальной целостности Молдавии и выступит гарантом достигнутых соглашений, как и на сам факт обсуждения судьбы Приднестровской республики без её участия официальный Тирасполь никак не отреагировал.
На этом фоне ссылки на итоги референдума о независимости Приднестровской Молдавской Республике с последующим свободным присоединением к РФ от 17 сентября 2006 года, на который любят ссылаться приднестровские политики, заручаясь электоральной поддержкой, выглядят не более чем популистские лозунги.
Конечно, Российская Федерация всегда поддерживала Приднестровье. Присутствие России в регионе обеспечивается не только миротворческими силами, более 25 лет разграничивающих противостоящие стороны, но и, по сути, управлением приднестровской политикой из кремлевских кабинетов. Ключевые кадровые назначения согласуются в Москве, вице-премьер Дмитрий Рогозин является спецпредставителем президента РФ по Приднестровью и курирует основные направления жизнедеятельности, Россия поставляет в республику бесплатно газ, строит социальные объекты и выплачивает пенсии.
Но с другой стороны, Москва всегда выступала за сохранение Приднестровья в составе единой Молдавии, об этом неоднократно заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров.
И чем громче звучала позиция униониских политиков Молдавии о евроинтеграции страны и вхождении в НАТО, тем активней посредники настаивали на активизации переговорного процесса.
В этом случае Приднестровье становится сдерживающим элементом сохранения внеблокового статуса Молдавии, обеспечивая ей буферное положение на границе западной Европы и радикально ориентированной Украины. Вместе с промышленно развитым Приднестровьем Кишинёв унаследует и самые большие склады российского вооружения в восточной Европе, охраняемые российскими военнослужащими, а по сути — российскую военную базу в центре своей страны. С таким «багажом» Молдавия может забыть про НАТО надолго.
На прошедших переговорах с президентом Молдавии Игорем Додоном по региональной ситуации Владимир Путин упомянул о «Меморандуме Козака». Он отметил, что в 2003 году стороны «как никогда близко подошли к вопросу приднестровского урегулирования», добавив, что рассчитывает на возвращение к этому вопросу.
По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия (автономное образование на юге РМ) получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение своих войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта.
Первый президент Приднестровья Игорь Смирнов подписал Меморандум, фактически ратифицировав утрату Приднестровской Молдавской Республикой суверенитета и государственности. В последний момент президент Молдавии Владимир Воронин в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года отказался от подписания уже лично им парафированного соглашения, посчитав, что оно даёт односторонние преимущества ПМР.
Сменивший Игоря Смирнова на посту главы республики Евгений Шевчук в качестве приоритетов внешней политики после затянувшейся «холодной войны» между Кишинёвом и Тирасполем декларировал «тактику малых шагов», направленных на сближение двух государств.
В Москве одобрили и поддержали эту инициативу, а посредники способствовали ее продвижению в рамках возобновлённых переговоров сторон.
На встрече с молдавским коллегой Андреем Галбуром в апреле 2016 года руководитель внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров отмечал, что необходимо «на основе малых, но конкретных шагов восстанавливать жизнеспособность переговорного механизма и определять статус Приднестровья в пределах единого молдавского государства».
По сути, в указанный период и Приднестровье, и Молдавия готовы были к сближению и реализации общих федеративных планов. Однако нестабильное положение молдавского общества, политический кризис правящего альянса и давление западных партнеров РМ не позволили закончить выработку консенсуса в вопросе объединения.
Сегодняшняя риторика по приднестровскому вопросу нового президента Молдавии Игоря Додона совпадает с позицией представителя РФ в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Сергея Губарева, озвученной в мае 2016 года. По мнению российского дипломата, в Приднестровье «заморожен» не конфликт, а процесс урегулирования; есть нежелание договариваться. Его поддержал другой посредник в переговорах, посол ОБСЕ Корд Майер-Клодт, который подчеркнул, что «конфликта как такового в нашем понимании нет». Об этом сегодня говорит и Додон.
Теперь уже со стороны молдавского лидера в сторону Приднестровья идеёт инициатива встречных «малых шагов. Разблокирована работа Объединённой контрольной комиссии — руководящего органа миротворческой операцией, налажено личное прямое общение между руководством республик. Новый президент ПМР Вадим Красносельский расценивает первый за восемь лет диалог двух президентов, состоявшийся 4 января перед прилетом Додона в Москву, как «позитивную тенденцию к решению существующих проблем». «Пока речь не идет о политическом статусе Приднестровья, а об интересах граждан обоих берегов», — говорят в Тирасполе.
Так что первые, активно набирающие темп, «малые шаги» уже сделаны. Видимо, их тактика действительно себя оправдает.
Михаил Тульев, специально для «NOVOSTI-DNY»,>

Первый за девять лет официальный визит президента Молдавии в российскую столицу становится не только знаковым в новой вехе молдо-российских экономических отношений, но и геополитически образующим фактором на границе с Европейским союзом. Подводя предварительные итоги встречи лидеров двух государств 17 января, можно констатировать, что основным лейтмотивом диалога Путин-Додон стал вопрос скорейшего урегулирования приднестровского конфликта, по сути, практически единственно нерешенной проблемы суверенитета на постсоветском пространстве. Похоже, что в сложившейся ситуации мнение Приднестровья, в соответствии с Конституцией — суверенного и независимого государства, как непосредственно заинтересованной стороны, пострадавшей в вооруженном конфликте 1992 года от молдавской агрессии, браться во внимание не будет. А есть ли это «своё» мнение? На заявление президента Владимира Путина о том, что Россия будет способствовать «выработке компромиссного решения ситуации» в рамках территориальной целостности Молдавии и выступит гарантом достигнутых соглашений, как и на сам факт обсуждения судьбы Приднестровской республики без её участия официальный Тирасполь никак не отреагировал. На этом фоне ссылки на итоги референдума о независимости Приднестровской Молдавской Республике с последующим свободным присоединением к РФ от 17 сентября 2006 года, на который любят ссылаться приднестровские политики, заручаясь электоральной поддержкой, выглядят не более чем популистские лозунги. Конечно, Российская Федерация всегда поддерживала Приднестровье. Присутствие России в регионе обеспечивается не только миротворческими силами, более 25 лет разграничивающих противостоящие стороны, но и, по сути, управлением приднестровской политикой из кремлевских кабинетов. Ключевые кадровые назначения согласуются в Москве, вице-премьер Дмитрий Рогозин является спецпредставителем президента РФ по Приднестровью и курирует основные направления жизнедеятельности, Россия поставляет в республику бесплатно газ, строит социальные объекты и выплачивает пенсии. Но с другой стороны, Москва всегда выступала за сохранение Приднестровья в составе единой Молдавии, об этом неоднократно заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров. И чем громче звучала позиция униониских политиков Молдавии о евроинтеграции страны и вхождении в НАТО, тем активней посредники настаивали на активизации переговорного процесса. В этом случае Приднестровье становится сдерживающим элементом сохранения внеблокового статуса Молдавии, обеспечивая ей буферное положение на границе западной Европы и радикально ориентированной Украины. Вместе с промышленно развитым Приднестровьем Кишинёв унаследует и самые большие склады российского вооружения в восточной Европе, охраняемые российскими военнослужащими, а по сути — российскую военную базу в центре своей страны. С таким «багажом» Молдавия может забыть про НАТО надолго. На прошедших переговорах с президентом Молдавии Игорем Додоном по региональной ситуации Владимир Путин упомянул о «Меморандуме Козака». Он отметил, что в 2003 году стороны «как никогда близко подошли к вопросу приднестровского урегулирования», добавив, что рассчитывает на возвращение к этому вопросу. По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия (автономное образование на юге РМ) получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение своих войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта. Первый президент Приднестровья Игорь Смирнов подписал Меморандум, фактически ратифицировав утрату Приднестровской Молдавской Республикой суверенитета и государственности. В последний момент президент Молдавии Владимир Воронин в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года отказался от подписания уже лично им парафированного соглашения, посчитав, что оно даёт односторонние преимущества ПМР. Сменивший Игоря Смирнова на посту главы республики Евгений Шевчук в качестве приоритетов внешней политики после затянувшейся «холодной войны» между Кишинёвом и Тирасполем декларировал «тактику малых шагов», направленных на сближение двух государств. В Москве одобрили и поддержали эту инициативу, а посредники способствовали ее продвижению в рамках возобновлённых переговоров сторон. На встрече с молдавским коллегой Андреем Галбуром в апреле 2016 года руководитель внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров отмечал, что необходимо «на основе малых, но конкретных шагов восстанавливать жизнеспособность переговорного механизма и определять статус Приднестровья в пределах единого молдавского государства». По сути, в указанный период и Приднестровье, и Молдавия готовы были к сближению и реализации общих федеративных планов. Однако нестабильное положение молдавского общества, политический кризис правящего альянса и давление западных партнеров РМ не позволили закончить выработку консенсуса в вопросе объединения. Сегодняшняя риторика по приднестровскому вопросу нового президента Молдавии Игоря Додона совпадает с позицией представителя РФ в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Сергея Губарева, озвученной в мае 2016 года. По мнению российского дипломата, в Приднестровье «заморожен» не конфликт, а процесс урегулирования; есть нежелание договариваться. Его поддержал другой посредник в переговорах, посол ОБСЕ Корд Майер-Клодт, который подчеркнул, что «конфликта как такового в нашем понимании нет». Об этом сегодня говорит и Додон. Теперь уже со стороны молдавского лидера в сторону Приднестровья идеёт инициатива встречных «малых шагов. Разблокирована работа Объединённой контрольной комиссии — руководящего органа миротворческой операцией, налажено личное прямое общение между руководством республик. Новый президент ПМР Вадим Красносельский расценивает первый за восемь лет диалог двух президентов, состоявшийся 4 января перед прилетом Додона в Москву, как «позитивную тенденцию к решению существующих проблем». «Пока речь не идет о политическом статусе Приднестровья, а об интересах граждан обоих берегов», — говорят в Тирасполе. Так что первые, активно набирающие темп, «малые шаги» уже сделаны. Видимо, их тактика действительно себя оправдает. Михаил Тульев, специально для «NOVOSTI-DNY»,

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl