В Крыму предложили сделать фестиваль "Таврида-АРТ", завершившийся на днях, ежегодным. Слет молодых деятелей культуры признали успешным и полезным. Неделя мастер-классов, кастингов и лекций для творческой молодежи не только лишний раз привлекла внимание к Крыму, но и помогла участникам продвинуться в карьере. Ведь главная цель фестиваля — дать новые возможности через гранты, образование и общение. Корреспондент Ruposters побывала в Судаке, в котором проходил фестиваль, и оценила те возможности, которые получили его участники.
Возможности Тавриды
Фестиваль "Таврида-АРТ" проходил в Крыму на самом исходе лета, с 20 по 26 августа, подводя черту под чередой традиционных летних молодежных фестивалей. Но именно этот с его масштабом и грандиозностью наверняка станет главным и традиционным.
Уверена, что этого хотят не только участники "Тавриды–2019", но и множество других молодых россиян. Ведь, говоря о грандиозных масштабах, я имею в виду масштаб возможностей, которые открывает фестиваль. Первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко так обозначил цель его проведения:
Задумка заключалась в том, чтобы создать здесь уникальное пространство возможностей. В прошлом году во время послания президента Федеральному Собранию Владимир Путин акцентировал внимание на том, что у нас в стране каждый человек талантлив, и ответственность государства заключается в том, чтобы создать условия для реализации этого таланта. Сегодня для творческих людей на "Тавриде" создан целый кластер для таких возможностей.
"Таврида" договорилась со своими партнерами о проведении на фестивале самых разнообразных кастингов. В итоге здесь получилась самая большая "просмотровая" площадка страны — 62 кастинга от десятков ведущих культурных институций. Участники могли себя попробовать для шоу "Голос", "Танцы на ТНТ", "Новая волна", "Премьер-лига КВН", отобраться в студию И. Лиепы, в команду Ю. Башмета, на съемки в сериалы и театральные труппы.
Здесь не нужно стоять в очереди на прослушивание, а потом ждать ответного звонка. На "Тавриде" человек мог ходить с одного кастинга на другой. То есть скорее организаторы просмотров и прослушиваний конкурировали за участников, а не наоборот. Эксперты же, проводившие кастинги, — не медиа-лица, а именно руководители компаний, которые принимают окончательное решение. Любой участник мог подойти к любому из экспертов и продемонстрировать свой талант.
Никаких гарантий, конечно, не дают. Сергей Кириенко специально подчеркнул, что "Таврида" — это только возможности:
Это не должно быть в логике, что раз ты попал на "Тавриду", то тебя понесут на руках. Это только создание возможностей. Это принципиальная вещь. Другой вопрос — возможности должны быть честные.
Но это работает. Например, обычно путь в премьер-лигу КВН в среднем занимает 5-7 лет. На фестивале победитель кастинга (московская команда университета "Синергия") автоматически получила место в премьер-лиге. А, например, участник фестиваля Глеб Мелентьев выступил на одной сцене с Леонидом Агутиным на финальном концерте.
А вот возможности "Тавриды" в цифрах: на гранты участники подали более 400 проектов, на реализацию которых первоначально было выделено 80 миллионов рублей. Но оказалось, что верхней планки не существует. Если есть действительно достойный и социально-значимый проект, то ему выделят столько, сколько нужно. В итоге 130 человек получили грантовую поддержку на общую сумму более 86 миллионов. Среди проектов-победителей большинство — из небольших городов России. Среди них, например, проекты "малых" театров, вовлечение людей с особенностями в сферу искусства, арт-терапия для трудных подростков, танцевальные студии для сельских поселений, проекты по привлечению людей к здоровому образу жизни, благотворительные акции и арт-школы.
Жизнь фестиваля
Организаторы старались максимально облегчить бытовую жизнь участников фестиваля. Пожарные машины по просьбе участников обливали их водой. А оргкомитет привез целый шатер арбузов, которые раздавали всем желающим.
Бесплатный квас, неограниченное количество бутилированной воды, мороженое — тут все получили максимально возможную поддержку со стороны организаторов. Пыль, разносимая ветром, воспринималась как определенное испытание. У участников даже родилась шутка, что преодоление ветра, пыли и жары — это самый главный кастинг. Как сказал Никита Михалков, артист и должен творить в сложных условиях.
Да, были бытовые и организационные шероховатости. Стояли разошедшиеся в социальных сетях постами и фотографиями очереди в столовую, за кашей. Но мощная общая энергия нивелировала все эти трудности, в памяти остались не бытовые проблемы, а кастинги, мастер-классы, творческие встречи и общение с умными, целеустремленными, креативными людьми.
Было принято решение о полном отсутствии алкоголя на территории фестиваля. Его нельзя было купить или пронести на территорию. Но это и не требовалось: участники до глубокой ночи (обычно до 3-4 утра) репетировали, придумывали совместные проекты и объединяли разные кварталы в коллаборации. Когда понимаешь, что перед тобой открываются все возможные двери, полностью погружаешься в атмосферу работы.
Учитывая масштаб фестиваля, еще с 17 августа на территории "Тавриды" был развернут мобильный госпиталь, который работал в круглосуточном режиме. Руководитель ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство) Владимир Уйба рассказал, что за дни фестиваля, помимо стандартных обращений из-за давления и типичной августовской жары, было несколько ситуаций, когда присутствие врачей буквально спасло жизни. Например, 19-летнему участнику фестиваля, у которого случился сердечный приступ, была своевременно оказана медицинская помощь. Также у одной из участниц случился анафилактический шок. Врачи быстро оказали помощь и помогли девушке. И здесь важно отметить уровень медицинского обслуживания. В кажущейся обычной машине скорой помощи на самом деле располагался целый медицинский центр высоких технологий с мобильной операционной и всем необходимым для реанимации.
Выигрывает тот, кто придумывает правила
"Таврида-АРТ" существует по своим особым правилам: совместного творчества, коллабораций как движущей силы, диалога между участниками, гостями и организаторами. Кстати, отмечу, диалог шел с самого начала: как пройдет фестиваль, оргкомитет решал вместе с участниками. Так и родилась идея организовать целых восемь разных кварталов, которые обеспечили атмосферу совместного творчества и обучения, "не в режиме институтских лекций, а в режиме разговора на равных", как заметил Кириенко.
Сергей Кириенко вручает награды участникам
Первоначально на "Тавриде" были кластеры классического творчества, но потом количество арт-кварталов значительно расширилось. Площадки для КВН, рэп-музыки, Stand-up. Ведь все прорывные вещи всегда на стыке. "Таврида-АРТ" — не только первый в России фестиваль творческих сообществ, но пространство, которое объединяет культуру и творчество.
Но главной частью программы было все же образование. Большинство известных лиц, приехавших на "Тавриду", — не просто звезды, а наставники. Мастер-классы дали Никита Михалков, Владимир Машков и Илзе Лиепа, прошли творческие встречи с Захаром Прилепиным, Александром Рукавишниковым и сотни других мероприятий. И, несмотря на жаркую погоду и почти походные условия, "Таврида" собрала тысячи участников.
Мастер-класс Никиты Михалкова
Не "что делать", а "кто делатель"
Сегодня делатели будущего — участники и организаторы "Тавриды-АРТ". Характеризуя фестиваль, его руководитель Сергей Першин говорит:
Мы вместе с нашими участниками работаем над большим амбициозным проектом про будущее.
Ведь все участники — визионеры, и именно те представления, которые они сначала сформируют, затем реализуют инженеры и IT-специалисты, меняя мир вокруг нас.
Но не надо думать, что "Таврида" — это своеобразный инкубатор и все возможности для творческой молодежи будут насильно впихивать в этот фестиваль. По словам Кириенко, должно быть наоборот:
Очень важно, чтобы такое пространство возможностей у молодых деятелей культуры в нашей стране было не только в короткий промежуток времени во время форума или фестиваля, а чтобы оно было постоянно. Чтобы это существовало в каждом регионе, в котором живут ребята.
Поэтому в один из дней прошел круглый стол о развитии культурных арт-резиденций в регионах России. Губернаторы обсуждали возможность создания арт-кластеров и творческих пространств у себя в регионах. Глава Калининградской области Антон Алиханов сказал, что в развитии творческого направления очень важно выбрать свою специфику, дабы не конкурировать с "Тавридой". Понятно, что арт-фестиваль – это в Крыму. В регионах же надо создавать площадки, учитывая запросы молодого поколения и культурные особенности.
Алые паруса
Особенным стало появление в бухте Капсель Алых Парусов, похожих на петербургские. Будучи петербурженкой, я так ни разу и не видела знаменитый парусник — символ молодости и надежд. И дождалась свои Алые Паруса именно на "Тавриде".
Для фрегата был сшит специальный полный комплект алых парусов. И в последний день фестиваля фрегат ушел в Феодосию (где находится музей А. Грина) — там участники фестиваля устроили концерт прямо на набережной.
Атмосфера романтики захлестнула одного из участников фестиваля, который прямо со сцены на вечернем концерте сделал предложение своей девушке. Она ответила согласием под бурные аплодисменты тридцатитысячной аудитории.
Кстати, всего на фестиваль зарегистрировалось 50 000 зрителей, и программа для них была обширной. Всего за несколько дней прошло 834 события, в том числе авиашоу, КВН и вечерние концерты популярных исполнителей (Леонида Агутина, Гарика Сукачев, Арии, GUFа, Сергея Лазарева).
Вы можете подумать, что после фестиваля и концертов жителям, помимо удивительных воспоминаний, остались еще и горы мусора. Но это не так. Один из принципов фестиваля — "только творческий след". Участники заботятся об окружающей среде и внимательно следят за тем, чтобы все процессы были экологичными. Поэтому в дни фестиваля проводились субботники в бухте Капсель, на мысе Меганом и окрестностях Судака.
И если сейчас арт-парк "Тавриды" расположен на закрытой территории, в будущем планируют сделать его открытым. Поэтому "Таврида-АРТ" имеет все шансы увеличить количество туристов и помочь региону в долгосрочном развитии. А сам арт-парк станет одной из главных ландшафтно-архитектурных достопримечательностей Крыма.
Все в твоих руках
"Таврида" будет эволюционировать, как проект "Лидеры России", "Машук" и "Территория смыслов". Через конкурсный отбор и возможности летний форум перерастет в образовательный центр. Площадка "Тавриды" продолжит развиваться и в 2022 году станет круглогодичным образовательным центром. Важный аспект — это и траектория развития, которая будет определяться в большей степени самими участниками. Соавторство — главное слово "Тавриды". В целом и сама "Таврида" — это пространство, созданное творческими людьми. Говоря о будущем фестиваля, Сергей Кириенко признался, что не имеет понимания о точной траектории развития. Ведь это живое пространство: "Это вы создаете этот фестиваль. И он будет таким, каким вы хотите его видеть. Какие традиции здесь родятся, такие и появятся".