Из серии "По стене ползет кирпич",>
В НАШЕ СЛОЖНОЕ И ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВРЕМЯ УЖЕ НИЧЕМУ НЕ УДИВЛЯЕШЬСЯ: СЕГОДНЯ МИРОМ ПРАВЯТ ДЕНЬГИ И ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ, И ПРИ ИХ НАЛИЧИИ МОЖНО ПРОПИАРИТЬ ВСЕ ЧТО УГОДНО. ,>
А если к этому еще и примешивается политика, то в ранг "высокого" искусства можно возвести все, в том числе и лепет младенца.
В прошлом году в московском Доме книги состоялась презентация сборника стихотворений разных лет "Если б звезды ступеньками стали" старшей дочери президента Азербайджана Лейлы Алиевой.
Мероприятие, как и полагается, прошло с большой помпой: постарался посол Азербайджана в РФ Полад Бюльбюль-оглы и пригласил известных артистов, писателей, поэтов, телеведущих, российских общественных и политических деятелей. На мероприятии присутствовали специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, телеведущая Арина Шарапова, певица Тамара Синявская, художник Никас Софронов и др. Предисловие к сборнику Алиевой написал не кто иной, как Андрей Дементьев - живой классик советской и русской литературы. Казалось бы, внимание столь солидной аудитории могла привлечь поэзия не просто таланта, а "талантища". Но, похоже, привлекло все же что-то другое.
Именно такие впечатления остаются после знакомства с "жемчужинами творчества" старшей принцессы Алиевой.
Дабы не быть голословными, приведем отрывки из некоторых ее стихотворений, весьма красноречиво характеризующих поэтический дар сановной азербайджанки. Вот, например, посвящение Ван Гогу.
"Какие руки, как они умели
Глазами уникальное творить.
Какие руки их не пожалели,
Стараясь мелко люди осудить.
Глупец ты, их напрасно слушал,
Насколько тонкая твоя душа,
И ты решил, зачем нужны нам уши,
Отрезав ухо в ярости, спеша"…,>
Трудно представить, как творят руки глазами, а также понять полет мысли об отрезанном "ненужном" ухе. Хотя, похоже, интерес Алиевой к отрезанным ушам имеет более глубокие корни. Как говорится, "имеющий уши да услышит" и поймет, о чем идет речь.
ПОСВЯЩАЕТСЯ КОНЕЧНОСТЯМ,>
Особое внимание поэтесса уделяет и другим частям тела, например, верхним и нижним конечностям:
Есть ли место в Раю, я не знаю,
Там пока не была. Не была!
Не дойду я туда, я хромаю
Правда, в полном порядке нога.
Еще одно стихотворение, в центре сюжета которого уже руки:
Подай мне руку,
Я три руки тебе взамен отдам.
Не злись на скуку -
Без скуки радость станет скучной нам.,>
Как тут не вспомнить мультфильм про Незнайку, как он решил стать поэтом. Услышав от поэта Цветика его строчки "Я поэт. Зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик!", он тут же сочинил свои: "Я поэт. Зовусь Незнайка. От меня вам балалайка!" Рифма в стихах была, а вот смысла не было. В другом сочиненном варианте ("Я поэт. Зовусь Незнайка, от меня вам всем приветик") не было рифмы, но наличествовал хоть какой-то смысл. В своих стихах Алиева предпочитает первый вариант: рифма есть, а вот смысл найти сложно.
Из стихотворения "Грусть":
Задарили люди шоколадом,
Задарили лаской дорогой,
Шоколад не ем, но буду рада,
Если он подарен был с душой!,>
В тишине сижу я у балкона
И у Каспия пишу стихи!
Человек ли я или икона?
Человек, не знающий тоски!,>
Здесь понятен хотя бы посыл: автора раздирают противоречия и муки поиска собственного "я". На столе ненужный шоколад, вялые цветы (интересно, кто бы осмелился подарить непритязательный букет дочери Самого?), а принцессу Апшерона мучает архиважный вопрос: "человек ли я или икона?" Только вот хочется понять сравнение себя, мусульманки, с иконой: хромает, так сказать, на обе ноги - достоверность изложенного факта.
КОТЛЕТЫ В ЛИРИЧЕСКОМ СОУСЕ,>
Такая вот "детская непосредственность" 30-летней многодетной мамы, кстати, выпускницы МГИМО.
А вот как характеризует поэтический дар Алиевой посол Азербайджана в Беларуси И.Б.Вагабзаде в аннотации к ее сборнику, опубликованному на белорусском сайте "Созвучие", представляющем литературу и публицистику стран Содружества. "…Хочу выступить не как дипломат, а как филолог, профессор, доктор филологических наук и сказать несколько слов о молодой поэтессе современного Азербайджана Лейле ханум Алиевой. Своими стихами она привнесла нечто новое в азербайджанскую литературу. Ее стихи необычны и выделяются среди других. Они пронизаны нежностью и грустью, но одновременно гордостью и непреклонностью. В них поэтесса выражает свои чувства и эмоции, мысли и настроения". К этому, пожалуй, стоит добавить, что выражает она еще и свои гастрономические пристрастия. Вот очередной пример любовной лирики с кулинарной приправой:
Ты улетаешь, друг мой, как же так?
Вновь торжествуют лживые запреты,
Вновь торжествует бесконечный мрак!
Я с горя съем куриные котлеты!,>
Несомненно, Лейла ханум - очень культурная и разносторонне развитая девушка. В прошлом году еще и награжденная медалью Пушкина, которая вручается российским и иностранным гражданам за заслуги в области культуры и искусства.
Насколько обогатило великую русскую культуру творчество Алиевой, судить не нам: азербайджанский дипломат уже высказал свое мнение. А вот как бы отреагировало "солнце русской поэзии" на вручение премии своего имени за такие стихи, мы, к сожалению, не узнаем. И это очень даже хорошо. Хотя, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин разразился бы очередной своей едкой эпиграммой…
А еще отметим, что Лейла и рисует. Как утверждает азербайджанская пресса, рисунки дочери азербайджанского президента не менее прекрасны, чем ее стихи. Только вот детям их показывать не рекомендуется.
Ирина АБРОЯН, "Голос Армении",>