ЛЕПЕХИН Владимир
В выходные состоялась моя первая — после утверждения премьер-министром Армении Никола Пашиняна — поездка в Ереван, и первым моим собеседником на армянской земле стал, как это обычно происходит во время трансфера из аэропорта в гостиницу, водитель Арман. Я распросил его о
переменах в стране, о первых шагах нового правительства, о том, удастся ли новой власти обуздать мздоимцев на дорогах. Арман был доволен происходящим; по его мнению, власть давно должна была взяться за наведения порядка в государстве и вообще — сериал под названием «борьба
Пашиняна с коррупцией» на армянском ТВ куда увлекательнее матчей Мундиаля-2018 в России.
В последние пару недель каждое утро сотни тысяч армян включают телевизоры, чтобы услышать от ведущих новостных программ об очередном уголовном деле в отношении какого-нибудь чиновника или олигарха.
В таком вот контексте автор этих строк принял участие в качестве модератора в Седьмом российско-армянском межрегиональном форуме, который прошел в ереванском Экспо-центре «Меридиан».
Вопреки прогнозам некоторых аналитиков, предрекавших ухудшение отношений между Арменией и Россией после тех политических перемен в Ереване, что произошли в апреле—июне с.г., взаимодействие двух стран не только не ослабло, но, напротив, активизировалось. Так, в минувший понедельник Никол Пашинян встретился в Ереване с представителями армянской бизнес-диаспоры в России, отметив, что новое правительство гарантирует равенство всех предпринимателей перед законом и их защиту от коррупционных схем. После чего, уже через несколько дней в Ереване состоялся Седьмой российско-армянский межрегиональный форум, ставший еще одним знаком начала новой истории в российско-армянских отношениях.
Сегодня многое зависит уже не столько от России, сколько от нового кабинета министров Армении. В Москве внимательно наблюдают за тем, что происходит в Ереване, и готовы поддержать (уже поддерживают — авансом) новое правительство Армении, но очевидно, что Россия выложится в пользу нынешней власти лишь в том случае, если она правильно расставит свои внешнеполитические приоритеты.
Приоритеты эти пока расставляются правильно. Их, собственно говоря, два: во-первых, это рывок в экономической сфере при опоре на сохранение партнерских отношений с РФ и, во-вторых, борьба с коррупцией. Понятно ведь, что без решительной борьбы с казнокрадами и правовым беспределом реальное экономическое развитие в Армении или где-то еще попросту невозможно. (В данный конкретный момент времени армяне подают пример России в том, как нужно бороться с коррупцией, РФ в этом деле явно отстает — и уже по этой причине наша страна, оставаясь ключевым партнером РА, увы, объективно не является для Армении ни авторитетом, ни законодателем мод).
Напомню, что сверка состояния двусторонних отношений Армении и России, а также стыковка бизнес-проектов армянских и российских деловых кругов ежегодно (начиная с 2011 года) происходила именно во время межправительственных форумов, собирающих представителей бизнеса и органов власти названных стран. Последний такой форум прошел в октябре прошлого года, и он констатировал начало беспрецедентного экономического подъема ряда отраслей армянской экономики, в том числе — промышленного производства. И этот рывок, который произошел во многом благодаря инициативам совместных армяно-российских предприятий (к примеру, армяно-российской бизнес-группы «Ташир»), конечно же, следовало бы сохранить и приумножить.
Так что, политика — политикой, а задачу социально-экономического развития республики никто не отменял. Необходимость реализации этой задачи хорошо понимает новый глава правительства Армении. Никол Пашинян поддержал идею о досрочном проведении Седьмого армяно-российского межрегионального форума, а также встретился на его полях с представителями Правительства РФ. Итогом же форума стало подписание документов, призванных зафиксировать стремление правительств Армении и России продолжить экономическое партнерство.
Речь идет, в первую очередь, о Плане мероприятий в рамках Программы межрегионального сотрудничества РА и РФ на 2018 — 2021 гг., подписание которого дает нам основание говорить о возможностях запуска в Армении проекта «Модернизация 2.0».
Первая попытка модернизации армянской экономики была предпринята в 2010—2011 гг. Тогда в Армению пришли Фонд FAST Рубена Варданяна, компания ABBYY Давида Яна, МАИ Михаила Погосяна и еще десятки зарубежных высокотехнологичных компаний, возглавляемых бизнесменами армянского происхождения с мировым именем. И именно на гребне этой волны Институт ЕАЭС начал в Армении пропаганду вступления этой страны в ЕАЭС как важнейшего условия возможной будущей модернизации армянской экономики.
Клановые и частные интересы бывшей власти, увлекшейся не столько евразийской интеграцией Армении, сколько евроинтеграцией отдельных своих олигархических персонажей, увы, заслонили проекты, направленные на обновление экономического базиса страны. Как результат — за последнюю четверть века доля высокотехнологичных производств, объем рабочих мест в наукоемких отраслях, а также экспертная база в РА заметно сократились; отсюда — отток молодежи и квалифицированных специалистов за рубеж в поисках интересной работы и образовательных программ, связанных с освоением новых компетенций.
Кто придет в Армению из России сегодня — большой вопрос. Но идти надо. Не исключено ведь, что РА — это пилотная территория Евразийского союза. То есть, реализация проекта «Модернизация 2.0» в Армении может стать толчком к аналогичной модернизации и в России; провал же этого проекта станет прелюдией к аналогичному провалу в РФ того «прорыва», который был анонсирован Владимиром Путиным по итогам президентских выборов 2018 года.