В ведомстве ознакомили представителей Роспотребнадзора и прокуратуры с первыми результатами создания системы сводных расчетов по выбросам в атмосферу города. Итоги анализа оказались тревожными.
Как сообщают в министерстве экологии Челябинской области, в базу вошли данные о выбросах 16 наиболее крупных предприятий Челябинска, относящихся к объектам федерального государственного экологического надзора. Объем их выбросов составляет более 87 % от общего объема выбросов предприятий города. Кроме того, база была дополнена данными о загрязнениях от автотранспорта, движущегося по Свердловскому проспекту и об источниках выбросов еще 42 более мелких предприятий, подлежащих уже региональному надзору.
«На основании этих данных ФГБУ выполнило сводный расчет и выяснило, насколько может быть загрязнен атмосферный воздух в городе при одновременных выбросах от автомагистрали и от 58 предприятий. Расчеты были выполнены для различных метеоусловий, - сообщают в минэкологии. - Результаты расчетов для нулевой скорости ветра показали, что выбросы предприятий в пределах установленных им нормативов приводят к опасному загрязнению воздуха в жилых кварталах по целому ряду веществ. Этот вывод подтверждает и факт высокого загрязнения воздуха в Челябинске в период штиля 9-20 января».
По мнению экспертов минэкологии, предприятия ориентируются на завышенные нормативы выбросов, что не позволяет им правильно определить приоритеты воздухоохранной деятельности. В итоге, так называемые «вложения в экологию» в не дают ожидаемого эффекта.
Добавим, что сейчас минэкологии выполняет расчет квот – каждому предприятию будет определена абсолютная величина концентраций загрязняющих веществ, которая не должна быть превышена выбросами этого предприятия в жилой зоне Челябинска. Квоты будут доведены всем до 10 февраля. Однако пока обязанности их соблюдать у предприятий нет. Она может появиться ориентировочно первого октября, когда будут внесены соответствующие изменения в законодательство.
Напомним, что большую часть января над Челябинском нависал смог. Минэкологии всё это время фиксировало неблагоприятные метеорологические условия, которые в отдельные промежутки времени сохранялись до 10 дней подряд. Ранее высказывались различные точки зрения по поводу основного источника загрязнений.
Некоторые эксперты, высказывали гипотезу о том, что смог связан с пожарами Коркинском разрезе, другие делали акцент на предприятиях, располагающихся в черте города. Кроме того, по мнению доцента кафедры геоэкологии и природопользования факультета экологии ЧелГУ, кандидата биологических наук Сергея Овчинникова, который ранее подробно комментировал экологическую ситуацию в городе для , серьёзным загрязнителем является и автомобильный транспорт, которым магистрали Челябинска явно перенасыщены.