Самая чистая вода, по мнению жителей столицы Южного Урала, поступает в систему водоснабжения определенной территории. Такой позиции придерживаются наиболее «суровые» горожане.
По данным социологического опроса проведенного аналитиками челябинского филиала РАНХиГС, большая часть челябинцев считают воду из-под крана непригодной для питья. Почти половина жителей города пропускает её через фильтр, около трети – кипятит, а каждый пятый челябинец считает, что даже эти меры бесполезны, и такую воду нельзя пить ни при каких условиях. Только 3,2% челябинцев отметили, что вода из-под крана пригодна для питья без дополнительной обработки.
«В число «суровых» челябинцев, придерживающихся такой позиции, вошли мужчины, респонденты среднего возраста, с общим средним, специальным и неполным высшим образованием, по социальному положению – рабочие, военнослужащие, студенты и предприниматели, с уровнем материальной обеспеченности – ниже среднего, выбирающие для его характеристики оценочные позиции «денег хватает только на питание» и «живём за гранью бедности, денег не хватает даже на питание». Что касается района проживания респондента, эту позицию чаще выбирали жители Металлургического района», - поясняют специалисты РАНХиГС.
По мнению декана факультета экологии ЧелГУ, доктора биологических наук, профессора Сергея Лихачева, воду из-под крана пить можно.
«Я сам, правда, её не пью в таком виде, а фильтрую, - рассказал эксперт. – Но это связано не с тем, что она не соответствует стандартам. Нет, она безопасна. Мне просто не нравится её вкус. Это исключительно индивидуальный аспект. Вопрос предпочтений. У других людей могут быть другие привычки. Впрочем, есть периоды, например, весеннее половодье или начало осени, когда пить воду из-под крана без дополнительной обработки, действительно, нежелательно, хотя и в данные моменты времени серьёзной угрозы для здоровья она не представляет. Качество воды соответствует всем стандартам – этот вопрос в Челябинске находится под контролем властей. Другое дело, что должны активнее приниматься меры по улучшению качества воды».
Как пояснил эксперт, челябинцы потребляют воду, которая поступает из водохранилища Аргази в Шершни. Она, как правило, II или III класса, что является допустимым пределом по качеству, однако в период, например, цветения сине-зеленых водорослей (которое, впрочем, длится недолго) качество воды снижается.
Уточним также, что, по словам Сергея Лихачева, результаты опроса не являются в полной мере репрезентативными, поскольку для получения реальной социологической картины требуется собирать мнения граждан на протяжении относительно долгого периода времени, по кварталам или месяцам.
«Если заново провести такое исследование, то результаты могут оказаться другими, в частности, в отношении статистики по районам, - поясняет эксперт. – Разницы в качестве воды в разных районах города нет, так как она поступает из одного источника. Но тем важнее сохранить этот источник. Если ситуацию с воздухом может улучшить ветер, снести выбросы, то воду ничто «снести» не сможет».
Добавим, что и сами эксперты РАНХиГС относятся к трактовке результатов своего исследования с осторожностью.
«Как трактовать результаты опроса – вопрос спорный, поскольку речь идёт лишь о субъективных ощущениях горожан. Для целостной картины необходима доступная для каждого горожанина и СМИ система регулярного мониторинга состояния воды в системе централизованного водоснабжения», - уточняют в РАНХиГС.