«Смерть» аккумулятора зимой — вполне закономерный итог его неправильного обслуживания и эксплуатации. Морозы в данном случае являются своеобразным катализатором, который и запускает «необратимые процессы».
Теоретическая часть
В России широко используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Работают они по следующей схеме: внутри находится раствор серной кислоты, который взаимодействует со свинцовыми пластинами. Происходит электрохимическая реакция и выделяется электричество. Подобные батареи требуют дополнительного обслуживания во время эксплуатации. Владельцу автомобиля необходимо следить за плотностью электролита и его уровнем, а если понадобиться — доливать дистиллированной воды.
Нельзя сказать, что это самые лучшие аккумуляторы, но у них оптимальное соотношение цена-качество. А значит, за сравнительно небольшие деньги можно подобрать подходящий аккумулятор, который при должном уходе прослужит долго.
В последнее набрали популярность «альтернативные» гелиевые аккумуляторы. Главное их отличие в том, что они не требуют дополнительного обслуживания на протяжении всего срока службы. Однако стоят они в пару раз дороже свинцово-кислотных аналогов.
Основной характеристикой любого аккумулятора является его ёмкость, которую принято измерять в Амперах-часах (Ач). Но не стоит думать, что достаточно поставить на автомобиль аккумулятор большого объёма — и всё будет хорошо. Если генератор не сможет полностью заряжать аккумулятор, срок его жизни сильно уменьшится. Поэтому выбирать «батарейку» надо исходя из паспортных данных своего автомобиля и… климата.
Климатические нормы
Свинцово-кислотные аккумуляторы могут использоваться в широком спектре температур. Но свои максимальные характеристики они выдают при 20−25 градусах Цельсия. При повышении или понижении температуры показатели могут значительно отличаться от заявленных. Например, при небольших заморозках ёмкость уменьшается на 20%, а при морозе в 30 градусов — на все 50%.
Другими словами, причины зимней «смерти» просты: снижение ёмкости аккумулятора; увеличение мощности, потребляемой стартером; увеличение потребляемой мощности других электрических цепей автомобиля.
Снижение ёмкости происходит не только из-за долгой эксплуатации, но и из-за низкой температуры. Это элементарная химия, и с ней ничего поделать нельзя.
Чтобы завести автомобиль, аккумулятору надо подать большой ток на стартер. В обычных условиях в этом нет ничего сложного. Но когда температура низкая, автомобилю может просто не хватить энергии, чтобы завестись.
Ещё одна проблема холодной погоды — загустение масла в силовом агрегате. В такой ситуации стартеру нужно ещё больше силы тока, чтобы запустить двигатель.
К тому же зимой работает больше электрических цепей автомобиля, чем летом. Тут и подогрев стекол, и сидений, и руля. Генератор, конечно, старается восстановить затраченную энергию, но не всегда может полностью зарядить аккумулятор.
Выживание
По данным Interstate Battery, аккумулятор с малым уровнем заряда может легко прийти в негодность уже при 0 градусов, в то время как полностью заряженный может работать вплоть до минус 60 градусов. Поэтому по осени стоит полностью зарядить свой аккумулятор и на протяжении всего холодного сезона следить за ним. Если генератор вдруг перестал справляться с обеспечением полного заряда, не ленитесь его снять и подзарядить.
Если аккумулятор разрядился, есть несколько способов реанимировать «стального коня».
Буксировка
При севшем аккумуляторе автомобиль можно завести при помощи буксировки. Правда, метод этот подходит исключительно для машин с «механикой».
Как только буксирующий автомобиль разогнался до 30−40 км/ч, водитель буксируемого транспортного средства должен выжать сцепление, включить вторую передачу и отпустить сцепление. Как правило, этот способ работает в 8 из 10 случаев.
Метод наката
Если поблизости нет «лишнего» авто, но есть лишние руки, можно попробовать метод наката. В принципе, он мало чем отличается от обычной буксировки. Только вместо машины используется человеческая сила.
Перед стартом коробку передач нужно поставить в «нейтраль» (опять же, только для автомобилей с МКПП). После чего помощники начинают толкать машину до тех пор, пока она не разгонится хотя бы до 15−20 км/ч. Как только необходимая скорость набрана, водитель выжимает сцепление и включает вторую передачу. КПД этого метода пониже буксировки: иногда нужно сделать несколько попыток, чтобы автомобиль ожил.
Этим методом можно попытаться завести автомобиль в одиночку, разогнав его с уклона. Как только автомобиль начнет движение, водитель должен успеть запрыгнуть в салон, быстро выжать сцепление и «перещелкнуть» на вторую передачу.
«Прикуривание»
Это самый простой и эффективный способ оживить транспортное средство с севшей батареей. Только важно помнить, что делать все необходимо аккуратно и осторожно. Иначе обеим машинам можно причинить урон.
Хотя большинство автомобильных экспертов в один голос утверждают, что «прикуривание» опасно для аккумуляторов, этим способом как пользовались, так пользуются. Ведь иногда действительно нет времени думать о том, как батарея переживет процесс «курения».
Зарядно-пусковые устройства
Этот способ еще более эффективен и безопасен для автомобильных «батареек». Компактные и удобные зарядно-пусковые устройства позволят в любой мороз завести машину с севшим аккумулятором. Причем на эти «танцы» уйдет мало времени.
Правда, у зарядно-пусковых устройств есть один большой и серьезный минус — их высокая стоимость. Понятно, что аккумулятор может отказать в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте, но… Вдруг этого не случится? Получится, что куча денег была выброшена на ненужную «игрушку». Конечно, она может пригодиться уже следующей зимой, но вдруг не пригодится? В общем, из-за высокой стоимости ЗПУ так и удостоились водительской любви и доверия.