Модельная линейка АвтоВАЗа в Германии пополнилась новинкой Lada Vesta, и это прецедент. Если до сих пор российский производитель предлагал архаичные Granta, Kalina и нестареющую Lada Taiga («Нива»), то Vesta вполне соответствует уровню техники своего класса. Станет ли она хитом?
Прагматичный маркетинг
К ценообразованию евро-«Весты» АвтоВАЗ подошел без притворного самоуничижения: базовая комплектация стоит от 12 490 евро, и «Веста» будет далеко не самой доступной моделью Германии. Для сравнения, Dacia Sandero (в России — Renault Sandero) стоит от 6 890 евро, хотя и в гораздо более простой комплектации. Это, к слову, чуть дешевле базовой Granta в Германии, за которую просят 7 010 евро.
АвтоВАЗ не стал предлагать немцам пустых «Вест», и базовая комплектация ощутимо лучше, чем в России: кондиционер, боковые подушки безопасности, датчик давления в шинах, датчики дождя и света, парктроник, АБС и ESP. За 13 250 евро предлагается автомобиль с роботизированной коробкой передач.
Вне конкуренции
Найти для Lada Vesta адекватного соперника в Европе проблематично, потому что по меркам Старого Света Vesta — автомобиль неформатный. В классе В/С европейцы предпочитают хетчи, а лоукостеры берут с маломощными моторами — так ниже налоги. Ради практичности европеец выберет, скорее, универсал. Например, Dacia Logan MCV, который при прочих равных сопоставим с Vesta по цене, но значительно дешевле в базе — от 7 990 евро. Седаны же бюджетного класса в Европе традиционно недолюбливают, ведь дефицит места делает размер автомобиля, скорее, минусом.
Среднеценовые компакты, вроде хетчбэков Hyundai i20 и Volkswagen Polo, стоят дороже Vesta, например, в версиях с кондиционерами и 75-сильными моторами цены начинаются от 13 950 евро и 14 545 евро соответственно.
Коль скоро Vesta находится на стыке С-класса, а по практичности превосходит большинство соответствующих хетчей, можно посмотреть на представителей этого сегмента, но здесь Vesta уже на коне: например, 100-сильный Ford Focus с турбомотором и кондиционером стоит более 20 тысяч евро.
Скорее всего, Vesta метит в промежуточную нишу между откровенными бюджетниками В-класса и «нормальными» автомобилями класса С.
Вестерн с «Вестой»
Вряд ли стоит ждать шквального спроса, ибо бренд Lada для большинства европейцев незнаком и не внушает доверия: для них Lada — как для нас какой-нибудь Changan.
Да и сама Vesta не вписывается в европейские стереотипы. Например, безнаддувный мотор ВАЗ-21129 подтянули под нормы Евро-6, однако в Германии машины такого класса предпочитают либо с совсем уж дохлым атмосферником (60−80 л.с.), либо с турбодвигателем-маломеркой, либо дизелем. Выбросы СО2, которые у нас принято игнорировать, в Западных странах влияют на налоговую ставку.
Седаны в Германии ценят лишь относительно большие, когда длина кузова подчеркивает статусность модели. Подавляющее большинство наших бюджетных седанов в Европе продаются в виде хетчей: например, Hyundai вместо Solaris предлагает i20.
Впрочем, невозможно создать репутацию и прощупать рынок, не попробовав, и дебют Vesta — это, вероятно, лишь начало активного присутствия АвтоВАЗа в Европе. В пользу модели говорит умеренная ценовая политика, эффектный дизайн, хорошее шасси и достаточная практичность. На руку будет и отсутствие прямых конкурентов.
Кстати, европейский рынок умеет преподносить сюрпризы, например, в момент выхода Logan многие сомневались, что европейцы пересядут на такую «дешевку», но он стал хитом. Аналогично кроссоверы одно время игнорировались европейскими компаниями, пока не стало ясно — в Старом Свете это такой же быстрорастущий класс, как во всем мире. Может быть, и Vesta задаст новый тренд? Многое будет зависеть от маркетинговой политики АвтоВАЗа, развития дилерской сети и качества рекламных кампаний.
Пока же продажи «Лад» в Европе исчезающе малы — в 2016 году реализовано менее 3 тысяч машин против 14−15 тысяч в лучшие времена (в конце 1990-х). А локомотивом по-прежнему является полноприводная Lada Taiga, отмечающая в этом году 40-летие.
И если брать за точку отсчета эти скромные реалии, Vesta вполне по силам прорыв.