В прошлом году Генеральная прокуратура России направила в суды свыше 33 тысяч дел в отношении водителей, которые имеют противопоказания к вождению. Об этом 3 апреля сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной. В результате действие прав прекратили у 30 тысяч водителей. Причем, в отличие от лишения прав за нарушения ПДД, запрет на вождение по медицинским показаниям может быть долгосрочным или даже пожизненным.
Вымарать права
Показательный пример — история со стритрейсершей Марой Багдасарян, которую Савеловский районный суд Москвы пожизненно лишил прав после искового заявления прокурора о наличии у Мары существенных проблем со здоровьем. В частности, согласно медицинским документом, Багдасарян страдает эпилепсией. Что интересно, соответствующие справки ранее предоставила сама стритрейсерша ради смягчения наказания в виде обязательных работ, которое «прописали» ей ранее.
Несмотря на показания, в том числе свидетелей, что Багдасарян совершенно здорова, суд принял во внимание официальные документы и предоставленные ранее ей же самой доказательств наличия медицинских расстройств.
«Черный список»
На деле, перечень противопоказаний к вождению существовал всегда, а с 2014 года действует его новая редакция.
Так, вождение противопоказано лицам с рядом психических расстройств, в числе которых шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость, старческое слабоумие и так далее. Не допускается вождение людей с эпилепсией, слепотой обоих глаз, ахромотопсией (цветовой слепотой).
Отдельной строкой нужно упомянуть запрет на управление транспортом лицам, имеющим психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (наркотиков, галлюциногенов, некоторых препаратов).
Помимо стоп-листа есть и более обширный список болезней, которые запрещает вождение при определенных условиях. Например, при остроте зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и 0,2 на худшем водитель теоретически не может садиться за руль.
Формальные запреты
Истинный масштаб проблемы «больных водителей» в России оценить крайне сложно, поскольку медицинский осмотр зачастую носит формальный, а то и откровенно коммерческий характер. Медсправка не входит в число обязательных документов, которые водитель должен предъявлять сотрудникам ГИБДД, поэтому хотя срок действия справки 2 года, на деле ее, зачастую, обновляют только при замене прав каждые 10 лет.
Кроме того, нередки случаи наличия справок, разрешающих вождения, у водителей, имеющих задокументированные противопоказания к вождению, и действия Генпрокуратуры направлены в том числе на аннулирование таких справок.
Группы риска
Основной категорией водителей, которые лишаются прав по медицинским показаниям, являются люди, состоящие на учете в наркодиспансерах. Распространение наркотиков, в том числе синтетических, увеличило «целевую аудиторию». Врачи-наркологи, к которым мы обратились за комментарием, подтвердили, что в последние годы портрет водителя-наркомана изменился — не всегда это «маргинал» без дохода, семьи и дома. Все чаще в состоянии наркотического опьянения попадаются водители, которые имеют работу, ведут социально-активный образ жизни и имеют стабильных доход.
Выявлению наркоманов способствует тот факт, что следы наркотиков сохраняются в биологическом материале значительно дольше алкоголя. Кроме того, с прошлого года тест на наркотики проходят все водители, даже если они доставлены в медучреждение из-за подозрения в употреблении алкоголя.
Корень проблемы
Впрочем, пока действия прокуратуры направлены больше на рубку веток, тогда как корнем проблемы остается аморфная система медосмотра водителей.
Предложения затянуть гайки, впрочем, натыкаются на сопротивление. Поскольку в российских реалиях обязательность и регулярность медосмотра может привести не столько к лишению прав водителей с противопоказаниями, сколько к очередям и коррупции в медучреждениях.