«Нива»: поиски идеального «проходимца» - «Авто» » Новости Дня Сегодня
«Нива»: поиски идеального «проходимца» - «Авто» 17:00 Среда 0 643
26-04-2017, 17:00
Авто 643 0

«Нива»: поиски идеального «проходимца» - «Авто»


«Нива»: поиски идеального «проходимца» - «Авто»

Путь от разработки до конвейера у «Нивы» получился долгим и трудным. Прежде чем стать первым внедорожником с несущим кузовом, автомобиль примерил несколько «нарядов». А путь модернизации растянулся на несколько лет.

ВАЗ-Э2121 (1971 год)

Создать легкий внедорожник с цельнометаллическим кузовом и полным приводом Владимир Соловьев, главный конструктор АвтоВАЗа, решил примерно в 1970 году. Он сумел привести аргументы в пользу такого автомобиля, и получил «добро» от Минтранса.

Поиски идеального варианта начались. Первоначально остановились на автомобиле со съемным мягким верхом, опытным мотором на 1,6-литра и постоянным полным приводом.

Эскизы будущего внедорожника появились в начале 1971 года. Учитывая, что на создание машины отвели кратчайшие сроки, довести все до ума не получалось. Поэтому решили максимально упростить внешний вид, и везде, где только можно, использовать детали от серийных авто.


Испытания опытных моделей пришлись на зиму 1971−1972 годов. С территории завода выехали «проходимцы» с индексами Э2121 (экспериментальные) с брезентовым верхом и кузовными панелями из штампованной стали. О комфорте испытателей думать было некогда, поэтому на машинах не было даже «печек».

Любопытно, что сначала автомобили красили в белый цвет. И лишь позднее они получили армейскую раскраску — зеленую. Кстати, за это первые внедорожники прозвали «крокодилами».

Под капотом у них находился 1,6-литровый карбюраторный силовой агрегат, выдававший 60 «лошадок». Этот мотор потом «пропишется» на ВАЗ-2106. Компанию ему составили 4-ступенчатая «механика» и «раздатка». Их валы были соединены с помощью упругой муфты.

Благодаря тому, что мотор, МКПП, раздаточная коробка и картер переднего моста представляли собой единый «организм», удалось увеличить общую жесткость конструкции внедорожника. Но зато вылезла неприятная проблема — вибрация узлов сильно возросла.

Интересно вот еще что: шины М-51 размерности 6.70−15 вазовскому детищу достались от 410-го «Москвича». Но это было временным решением: вскоре для внедорожника придумали «особые» покрышки.

Результатами испытаний остались довольные и конструкторы, и комиссия. Работа двинулась дальше.

ВАЗ-2Э2121 (1973 год)

Первым делом решили облагородить внешний вид. Эту непростую задачу поручили художнику Валерию Семушкину. Именно он предложил сделать машину «универсальной внешности». Чтобы она подходила как горожанам для выездов на природу, так и сельским жителям. Тогда-то и была озвучена идея прикрепить запаску под капотом. Поскольку кронштейн на задней двери посчитали неуместным.

К лету 1972 года был создан макет под индексом 2Э2121. Изменения коснулись и «железа». Например, было решено использовать полный привод вместе с межосевым дифференциалом, который распределял крутящий момент между передним и задним мостами. Не обошлось, конечно, без минусов: возрос расход топлива и повысилась шумность машины.

В целях конспирации эти машины получили камуфляжные шильдики: на радиаторных решетках «поселилась» буква «F». «Бонусом» шли таблички с надписью Free way.

Всего было собрано четыре экспериментальных внедорожника. И каждому из них было уготовано свое уникальное ТЗ. Один внедорожник (он получил соответствующий № 1) отправился в Гараж Особого Назначения при Кремле. Интересно, что там его мурыжили больше года. А потом вернули молча, без единого слова.

Еще два внедорожника (№ 2 и № 4) проверяли на запас прочности. Машине № 3 определили лабораторно-дорожные испытания.

В 1973 году «проходимец» № 4 отправился на длительное тестирование в Среднюю Азию. Там он соревновался с УАЗ-469Б. Конструкторам важно было понять, как их детище выдержит испытания жарким климатом и песком.

Тесты прошли удачно, вазовский автомобиль лишь самую малость уступал сопернику в плане проходимости. Да и то, из-за слишком большой разницы в дорожном просвете. В итоге, вторую серию признали удачной, и решили модернизировать далее.

ВАЗ-3Э2121/ВАЗ-4Э2121/ВАЗ-5Э2121 (1974 год)

В январе 1974 года на государственные испытания вышла 3-я серия внедорожников — ВАЗ-3Э2121. Эти машины уже не прятали. Они получили фирменную эмблему и табличку со словом «Нива». Это название запатентовали, а заодно отправили заявку на его регистрацию как международного товарного знака.

Эти машины уже практически ничем не отличались от автомобилей, которые впоследствии пошли в серию. Вот только задние огни у них были от вазовской «тройки», а бамперы взяли у «одиннадцатой» модели.

Эти машины тоже вначале получили шины М-51, но вскоре их вытеснили ВлИ-3, созданные специально под «Ниву». А на серийные автомобили пошли покрышки ВлИ-5 размерностью 6.95−16. Правда, спустя некоторое время их заменили новые — радиальные ВлИ-10 175/80 R16.


Эти автомобили на испытаниях проехали более 50 тысяч километров, побывали в различных уголках СССР, соревновались с ИЖами, ЛуАЗами и УАЗами. И сумели доказать, что достойны массового производства.

Недостатки, конечно, были. Их исправили на новых экспериментальных прототипах — 4Э2121 и 5Э2121. Эти машины появились уже в 1975 и 1976 годах. Их, кстати, тоже испытывали в Средней Азии.

Ну а полностью готовый автомобиль «Нива» встал на конвейер в 1977 году.


Путь от разработки до конвейера у «Нивы» получился долгим и трудным. Прежде чем стать первым внедорожником с несущим кузовом, автомобиль примерил несколько «нарядов». А путь модернизации растянулся на несколько лет. ВАЗ-Э2121 (1971 год) Создать легкий внедорожник с цельнометаллическим кузовом и полным приводом Владимир Соловьев, главный конструктор АвтоВАЗа, решил примерно в 1970 году. Он сумел привести аргументы в пользу такого автомобиля, и получил «добро» от Минтранса. Поиски идеального варианта начались. Первоначально остановились на автомобиле со съемным мягким верхом, опытным мотором на 1,6-литра и постоянным полным приводом. Эскизы будущего внедорожника появились в начале 1971 года. Учитывая, что на создание машины отвели кратчайшие сроки, довести все до ума не получалось. Поэтому решили максимально упростить внешний вид, и везде, где только можно, использовать детали от серийных авто. Испытания опытных моделей пришлись на зиму 1971−1972 годов. С территории завода выехали «проходимцы» с индексами Э2121 (экспериментальные) с брезентовым верхом и кузовными панелями из штампованной стали. О комфорте испытателей думать было некогда, поэтому на машинах не было даже «печек». Любопытно, что сначала автомобили красили в белый цвет. И лишь позднее они получили армейскую раскраску — зеленую. Кстати, за это первые внедорожники прозвали «крокодилами». Под капотом у них находился 1,6-литровый карбюраторный силовой агрегат, выдававший 60 «лошадок». Этот мотор потом «пропишется» на ВАЗ-2106. Компанию ему составили 4-ступенчатая «механика» и «раздатка». Их валы были соединены с помощью упругой муфты. Благодаря тому, что мотор, МКПП, раздаточная коробка и картер переднего моста представляли собой единый «организм», удалось увеличить общую жесткость конструкции внедорожника. Но зато вылезла неприятная проблема — вибрация узлов сильно возросла. Интересно вот еще что: шины М-51 размерности 6.70−15 вазовскому детищу достались от 410-го «Москвича». Но это было временным решением: вскоре для внедорожника придумали «особые» покрышки. Результатами испытаний остались довольные и конструкторы, и комиссия. Работа двинулась дальше. ВАЗ-2Э2121 (1973 год) Первым делом решили облагородить внешний вид. Эту непростую задачу поручили художнику Валерию Семушкину. Именно он предложил сделать машину «универсальной внешности». Чтобы она подходила как горожанам для выездов на природу, так и сельским жителям. Тогда-то и была озвучена идея прикрепить запаску под капотом. Поскольку кронштейн на задней двери посчитали неуместным. К лету 1972 года был создан макет под индексом 2Э2121. Изменения коснулись и «железа». Например, было решено использовать полный привод вместе с межосевым дифференциалом, который распределял крутящий момент между передним и задним мостами. Не обошлось, конечно, без минусов: возрос расход топлива и повысилась шумность машины. В целях конспирации эти машины получили камуфляжные шильдики: на радиаторных решетках «поселилась» буква «F». «Бонусом» шли таблички с надписью Free way. Всего было собрано четыре экспериментальных внедорожника. И каждому из них было уготовано свое уникальное ТЗ. Один внедорожник (он получил соответствующий № 1) отправился в Гараж Особого Назначения при Кремле. Интересно, что там его мурыжили больше года. А потом вернули молча, без единого слова. Еще два внедорожника (№ 2 и № 4) проверяли на запас прочности. Машине № 3 определили лабораторно-дорожные испытания. В 1973 году «проходимец» № 4 отправился на длительное тестирование в Среднюю Азию. Там он соревновался с УАЗ-469Б. Конструкторам важно было понять, как их детище выдержит испытания жарким климатом и песком. Тесты прошли удачно, вазовский автомобиль лишь самую малость уступал сопернику в плане проходимости. Да и то, из-за слишком большой разницы в дорожном просвете. В итоге, вторую серию признали удачной, и решили модернизировать далее. ВАЗ-3Э2121/ВАЗ-4Э2121/ВАЗ-5Э2121 (1974 год) В январе 1974 года на государственные испытания вышла 3-я серия внедорожников — ВАЗ-3Э2121. Эти машины уже не прятали. Они получили фирменную эмблему и табличку со словом «Нива». Это название запатентовали, а заодно отправили заявку на его регистрацию как международного товарного знака. Эти машины уже практически ничем не отличались от автомобилей, которые впоследствии пошли в серию. Вот только задние огни у них были от вазовской «тройки», а бамперы взяли у «одиннадцатой» модели. Эти машины тоже вначале получили шины М-51, но вскоре их вытеснили ВлИ-3, созданные специально под «Ниву». А на серийные автомобили пошли покрышки ВлИ-5 размерностью 6.95−16. Правда, спустя некоторое время их заменили новые — радиальные ВлИ-10 175/80 R16. Эти автомобили на испытаниях проехали более 50 тысяч километров, побывали в различных уголках СССР, соревновались с ИЖами, ЛуАЗами и УАЗами. И сумели доказать, что достойны массового производства. Недостатки, конечно, были. Их исправили на новых экспериментальных прототипах — 4Э2121 и 5Э2121. Эти машины появились уже в 1975 и 1976 годах. Их, кстати, тоже испытывали в Средней Азии. Ну а полностью готовый автомобиль «Нива» встал на конвейер в 1977 году.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl