Пожалуй, единственный прокол с маркетингом нового универсала Lada Vesta SW — это обозначение модели латинской аббревиатурой SW (эс-дабл-ю), которую сам АвтоВАЗ расшифровывает Sport Wagon. Подобное сокращение используется у иномарок, например, Kia Ceed SW, но для российской модели выглядит странно. Так чего в новом универсале больше: спорта или вагона?
Дизайн vs практичность
Обычно дизайн новых моделей вызывает раскол аудитории на любителей и ненавистников, но Lada Vesta SW — тот редкий случай, когда итоги плебисцита присуждают главному дизайнеру АвтоВАЗа Стиву Маттину почти безоговорочную победу. Особенно хорошо Vesta SW смотрится в исполнении Cross, причем не столько за счет увеличенного просвета и накладок, сколько за счет 17-дюймовых колес, которые входят в его базовую комплектацию.
Правда, перекос в сторону эстетики сделал Vesta SW отнюдь не самым практичным автомобилем сегмента. Не способствовала этому и значительная унификация с седаном. Хотя АвтоВАЗ заявляет об освоении 39 новых кузовных деталей, компоненты, определяющие размеры салона, у седана и универсала одинаковые. Задняя часть пятидверки усилена, но размер багажника под полкой идентичен седановскому — 480 литров (под потолок, конечно, войдет больше). Зато в средних и топовых комплектациях у универсала появляется шестисекционный органайзер под полом объемом около 100 литров, в который можно убрать редко используемую мелочевку: трос, знак аварийной остановки, перчатки.
Унификация с седаном привела и к ряду других ограничений, например, багажник имеет высокий порог, а сиденья не складываются в ровным пол.
При одинаковом размере колесной базы просторность задних мест у обоих автомобилей одинакова по длине, но универсал дает +2,5 см воздуха над головой пассажиров — это плюс. Что до продольных размеров, то модель и так была одним из лидеров сегмента по параметру.
Тем не менее, Lada Vesta SW на стала самым практичным автомобилем сегмента В+: утилитарный универсал Lada Largus значительно «объемистей», больше багажник и у лифтбэка Skoda Rapid. На АвтоВАЗе не видят в этом проблемы: дескать, универсал Vesta SW адресован тем, кто хочет автомобиль по большей части гражданский, но иногда нуждается в большом проеме грузового отсека, например, чтобы увезти велосипеды или негабаритный груз. Ижевский автомобиль должен привлечь в первую очередь сочетанием практичности и дизайна, и под таким углом зрения Vesta SW в самом деле убедительна.
Вседорожный универсал Cross отличается увеличенным до 203 мм просветом, а это результат, достойный кроссовера. У него пластиковые накладки, антигравийное покрытие нижней части кузова, 17-дюймовые колесные диски и защита картера, но главное — у него иные настройки ходовой части, которые выбирали, что называется, с чистого листа. И это хорошо, потому что прежние «Кроссы» из Тольятти, вроде Kalina Cross, отличались спорными настройками подвески, которая была весьма чувствительной к средним неровностям, но преимуществ по управляемости не давала. Более современное шасси Vesta SW позволило сделать универсал в версии Cross даже более азартным, чем «заниженная» базовая комплектация. Этим, видимо, Vesta SW оправдывает присутствие слова Sport в аббревиатуре.
Шаг в правильном направлении
Дилеры АвтоВАЗа уже принимают заказы на автомобиль, а первые товарные универсалы поступят клиентам в конце октября.
Цена Vesta SW стартует от 640 тысяч рублей, что, на первый взгляд, немало — на 85 тысяч рублей дороже минимальной комплектации седана. Однако нужно учитывать разное оснащение, потому что SW предлагается в версии «Комфорт» и выше с кондиционером, аудиосистемой и подогревом сидений в дополнении к общему оборудования для всех «Вест»: системе стабилизации, АБС, двум подушкам и так далее. Поэтому при прочих равных SW получается дороже седана на 32 тысяч рублей.
Базовая версия оснащается 1,6-литровым мотором (106 л.с.) и механической коробкой передач. Если нужен двигатель 1,8 литра (122 л.с.) — универсал будет стоить без малого 700 тысяч рублей, правда, и комплектация лучше: дисковые задние тормоза, противотуманки, обогрев лобового стекла и колесные диски диаметром 16 дюймов.
Каждый из двух моторов можно оснастить роботизированной коробкой передач и доплата составит 25 тысяч рублей. Минимальная Vesta SW с роботом обойдется в 665 тысяч.
Альтернатив завод пока не предлагает — рассматривается вопрос установки на «Лады» вариатора Jatco, но, во-первых, это отдаленная перспектива, во-вторых, вариаторами, скорее всего, будут оснащать версии с моторами H4M, тогда как «Веста» использует собственные двигатели АвтоВАЗа.
Lada Vesta SW Cross еще дороже, поскольку минимальная комплектация включает уже боковые подушки, 17-дюймовые диски, климат-контроль и так далее. Цена стартует от 756 тысяч рублей, а если нафаршировать «Кросс» до полной комплектации, цена достигнет 860 тысяч рублей (с окраской металлик). Это делает Vesta SW Cross самой дорогой моделью АвтоВАЗа, если не считать мелкосерийную продукцию отделения «Лада Спорт».
И снова АвтоВАЗ не видит в этом факте большой проблемы, потому что прямых конкурентов у Lada Vesta практически нет. Lada Largus метит в другую, более прагматичную аудиторию. Skoda Rapid хорош по многим параметрам, в том числе, по практичности, но комплектация за 640 тысяч рублей хоть и имеет кондиционер в качестве допоборудования, в остальном серьезно уступает Lada Vesta SW.
Универсалов В-класса в России больше не представлено, а С-классники, вроде Ford Focus и Kia Ceed при сравнимом с «вестиным» уровне оснащения будут дороже 1 млн рублей.
«Кроссовые» Vesta SW наверняка отвлекут покупателей переднеприводных кроссоверов, вроде Hyundai Creta — последняя стоит от 800 тысяч рублей и не имеет в базе кондиционера.
В целом, Vesta SW выглядит шагом в правильном направлении. Тем более, у АвтоВАЗа уже был прецедент, когда универсал Kalina был самой популярной версией автомобиля, хотя обычно универсалы плетутся в хвосте рейтинга продаж. Неплохо идет и «Ларгус», который популярнее соплатформенного Logan.
Повторит ли новый «вагон» Vesta это достижение, сказать пока трудно, и многое будет зависеть от готовности завода и дилеров привозить недорогие комплектации: на первых порах, понятно, под заказ идут в основном хорошо оснащенные версии.
Но если о рыночном успехе судить пока сложно, то чего у этого «вагона» не отнять — так это обаяния. Как не крути, одна из самых красивых «Лад» в истории.