Середина 1980-х выдалась для СССР сложной. В стране начали появляться всевозможные предприятия и кооперативы. А спрос на автомобили значительно превышал предложения.
Ветер перемен
В 1988 году представители различных отраслей, связанных с машиностроением, собрались на научно-практическую конференцию. Состоялась она на еще не готовом к тому времени автозаводе в Елабуге. Несколько сотен участников попытались найти ответ на нетривиальный вопрос: где взять денег на новый путь развития советского автопрома? Ведь государство еще за год до этих событий открестилось от любых проектов, выбивавшихся из привычного русла.
Вариантов было немного, и в итоге решили создать открытое акционерное общество. Но другой вопрос оставался открытым: что, собственно, выпускать на деньги пайщиков? Брать уже существующие в стране машины? Бессмысленно. Замахнуться на иномарку?.. Тоже очень туманно.
В конечно итоге, конференция закончилась появление Ассоциации делового сотрудничества «Автокам». Его пайщиками стали несколько десятков различных предприятий. Они, кстати, вносили свою долю не только деньгами. Некоторые из них оказывали юридическую помощь, другие — помощь производственными мощностями.
Само предприятие «Автокам» зарегистрировал Елабужский горисполком. Правда, вскоре оно перебралось в Набережные Челны. Там было решено запустить сборку автомобилей, поскольку на создание транспортного средства с нуля не хватало денег.
Странный выбор
Итак, оставалось найти ответ на последний вопрос: а что будем собирать? Тут предприятие не имело право на ошибку, поскольку фактически шло ва-банк.
Понимая важность и даже трагичность ситуации, руководство «Автокама», поразмыслив, «ткнуло пальцем» в Rickman Ranger. Зачем и почему? Ответить сейчас сложно, поскольку «боссы» судили со своей колокольни. Так или иначе, но в конце 1980-х в СССР должна была начаться сборка заднеприводной малолитражки с обликом заправского «джипа».
Надо сказать, машинка сильно отличалось от того, что привыкли видеть в стране Советов. На «тележке» Ford Escort MK II британцы создали автомобиль с рамой, задним приводом, внешностью внедорожника и кузовом из стеклопластика, но со способностями заурядной легковушки. К тому же, Ranger являлся не готовым авто, а… кит-каром. Проще говоря, он представлял из себя конструктор для взрослых.
Именно возможность самостоятельной сборки, судя по всему, привлекла руководителей «Автокама». По их мнению, такая «отверточность» пришлась бы по душе простому советскому человеку, привыкшему все делать своими руками.
Еще один любопытный факт: по договору с британцами, «Автокам» должен был 7 из 10 собранных машин отправлять обратно в Британию. Причина такой расточительности объяснялась просто — у нас рабочая сила стоила гораздо дешевле, чем на туманном Альбионе.
Но зачем советскому человеку столь непрактичный автомобиль? Вменяемого ответа на этот вопрос руководство «Автокама» не дало. К плюсам проекта относили раму и долговечный кузов, и толоко. Зато пиарили его как положено. Даже журнал «За рулем» не обошел стороной «англичанина».
Не для всех, но для каждого
Потенциальный покупатель мог выбрать один из доступных силовых агрегатов. Ничем особым «фордовские» движки не отличались, «плавал» лишь их литраж — от 1,6 до 2,0 литров. Компанию мотору составляла самая обыкновенная механическая коробка передач. Вообще, «Рейнджер» по своей технической начинке сильно напоминал родной для советских граждан «Москвич-2140».
Rickman Ranger презентовали на сборочном предприятии «Тойма» весной 1991 года. Надо сказать, народ автомобиль принял с большим интересом. И это еще больше убедило руководителей предприятия в своей правоте.
После этого запустили и второе сборочное предприятие. Планировалось, что на начальном этапе площадки потянут выпуск 20 тысяч автомобилей в год. А вскоре доберутся и до фантастических объемов в 100 тысяч машин. Амбициозности этому проекту было не занимать.
Но в августе 1991-го СССР развалился. «Русский Рейнджер» оказался в шаге от гибели. Любопытно, что в последнем советском выпуске «За рулем» была опубликована большая статья об «англичанине». Позитива и уверенности в завтрашнем дне там было хоть отбавляй.
Но «Автокам» оказался без денег и, соответственно, без машинокомплектов. Взять валюту было негде. Тем не менее, за год удалось «скрутить» примерно 50 автомобилей. Затем произошел конфликт между руководством «Автокама» и начальниками сборочных площадок. В итоге, пришлось осваивать предприятия Петербурга и украинского города Стаханов. Вот только площадки эти так и не заработали.
По договору, «Автокам» оплатил FSV International Ltd поставку одной тысячи машинокомплектов. Но в СССР поступило лишь пятьдесят комплектов. А англичане… просто исчезли вместе с деньгами.
Пришлось искать выход. Но попытки разобраться с проблемами напоминали агонию. Дошло до того, что в Татарстане попытались запустить производство кузовных панелей. А в качестве «донора» узлов и компонентов идеально подошел «Москвич». В общем, «Рейнджера» попытались слепить из того, что было.
Затем эти «русифицированные» Rickman Ranger испытали и дали им название «Автокам-2160». К середине 1993-го года на свет появилось еще 50 машин. Руководство предприятия на тот момент еще верило в проект, и мечтало, что его удастся вывести на полную мощность.
Но ничего этого не произошло. На заводе «Тойма» машины продержались до 1997 года. Всего же за несколько лет (площадки в те времена менялись с завидной регулярностью) удалось собрать чуть более сотни «Рейнджеров"-"Автокамов-2160». А последний экземпляр появился в Перми в 1999 году. И больше об этих машинах не вспоминали.