В СССР устойчивый спрос на автомобили появился примерно в 1970-е. Народ стоял в очередях за «Москвичами», «Жигулями», «Запорожцами». И, несмотря на дефицит транспортных средств, уже тогда определились успешные модели и неудачники.
«Москвичи» преткновения
В СССР популярность и неудачи тех или иных моделей зависели от регионов. Так, в Москве, Ленинграде и других крупных городах в «лузеры» определили «Запорожец». А в центральной и южной частях страны невостребованными оказались «Нивы» и «Москвичи».
Причиной непопулярности харизматичного советского «проходимца» ВАЗ 2121 стала его высокая стоимость, плюс сомнительная практичность в условиях «дикой» сельской местности.
С «Москвичом» 2140 история вышла другая. Он вчистую проиграл конкуренцию «Жигулям», оказавшись хуже и по качеству сборки, и по комфорту. Однако по-настоящему провальной для Московского автозавода стала «сорок первая» модель.
Изначально «Москвич» 2141 создавали, исходя из того, что он будет крупнее и престижнее «Жигулей». Более того, предполагалось, что переднеприводный «Москвич» сумеет переплюнуть даже свеженький «Спутник». Но чуда не произошло. Две главные проблемы — низкое качество сборки и отсутствие собственного мотора с необходимым «табуном лошадей» — отпугнули покупателей. Даже таких нетребовательных, как граждане СССР. Недовольство вызывали и моторы «сорок первого». Даже ВАЗовский, выдающий 80 л.с., превращал машину в «овощ» при полной загрузке.
В общем, быстро стало понятно, что с «Москвичом» лучше не связываться. Поэтому если его и покупали, то только из-за отсутствия перспективы приобретения ВАЗа. Когда же на рынок вышла «девяносто девятая» модель Волжского автозавода, стало ясно, что «сорок первый» со дня на день окажется на свалке истории.
Неизвестный «кит»
На закате Советского Союза была предложена, в принципе, здравая идея — наладить на каком-нибудь предприятии сборку иностранного автомобиля. Приняв по внимание особое ТЗ — машина повышенной проходимости — начался поиск подходящей модели. Ее компоненты решено было производить в Набережных Челнах.
Однако никто до сих пор не может дать вразумительного ответа, почему в итоге выбрали британский кит-кар Rickman Ranger. Мелкосерийный, с рамной конструкцией и кузовом из пластика, он, мягко говоря, не вполне соответствовал потребностям и реалиям страны. И все же жребий был брошен, а Рубикон остался позади.
Провал не заставил себя ждать. До развала СССР было выпущено несколько десятков машин, которые не произвели ровным счетом никакого эффекта. А когда на месте Союза появилась молодая Российская Федерация, о кит-карах уже не думали. Их песенка оказалась короткой и незаметной.
Разгромные 1990-е
В раннее постсоветское время отечественным автогигантам пришлось туго. Особенно это относится к Московскому автозаводу. Ему так и не удалось создать собственный силовой агрегат для «сорок первого». Провалом закончились и попытки расширить модельный ряд. Все перспективные разработки либо остались чертежами, либо были изготовлены в нескольких экземплярах.
Агонией завода стал выпуск откровенно сырых, некачественных машин с пафосными названиями, вроде аляповатого представительского «Москвича» 2144R7 «Иван Калита», стоившего баснословных денег. Единственная модель, которая сумела тогда заявить о себе — «Святогор». По сути, это был слегка перелицованный «сорок первый» с 2-литровым силовом агрегатом Renault под капотом. Но дефолт 1998 год сделал закупки импортных двигателей невыгодными, и поставил крест на проекте.
Ничего хорошо не принесли 1990-е и Ижевскому заводу. Хотя Иж-2126 добрался до конвейера, но был явно устаревшим. Впрочем, худо-бедно машина продавалась. Подкосили ее ужесточенные экологические нормы. Нужно было подтягивать двигатель под новые реалии, а это было слишком накладно. Поэтому на заводе отказались от собственного детища, и стали производить «Жигули».
Фатальными оказались времена «разгула демократии» и для седанов Горьковского автозавода. ГАЗ-3111 выделялся интересной внешностью. Автомобиль мог похвастать гидроусилителем руля, электропакетом, ABS, «климатом» и даже подушками безопасности вкупе с кожаным салоном. Последние два пункта, правда, были доступны в виде опций.
Но производство масштабным не получилось. С конвейера сошло всего 500 машин, и на этом история «Волги» фактически закончилась.
А главное неудачей ВАЗа стало производство модели с оптимистичным названием ВАЗ-2120 «Надежда». Минивэн получился «ломучим», да и внешность у него была так себе, поэтому производство свернули очень быстро.
Не прижился в России и Chevrolet Blazer, отверточная сборка которого была налажена в 1996-м в Елабуге. Уже в 1998-м завод «прикрыл лавочку». К тому времени было выпущено всего 3700 машин, из которых куплено 2600. После кризиса сбыт фактически остановился. И даже невзирая на 30-процентное снижение цены, на заводских и дилерских площадках стояли более тысячи непроданных «блейзеров».