Мониторы на половину приборной панели, дистанционный запуск, приложения для смартфона, камеры, — все эти «штуки» превратили автомобиль из обычного средства передвижения в четырехколесный компьютер. Конечно, современные машины не чета предшественникам. Но все же в старичках были свои «фишки», вызывающие чувство ностальгии.
«Скрытые» фары
Иногда фары выглядели необычно и интересно. Они придавали особый шарм автомобилям. Вспомнить хотя Alfa Romeo Montreal 1970 года. В отличие от своих «глазастых» собратьев, передняя оптика у этого автомобиля была, словно веками, прикрыта решетками. Из-за этого Montreal выглядел сонным. Однако, стоило включить фары, решетки прятались в специальные ниши. И вуаля! «Итальянка» превращалась в агрессивного и заряженного зверя.
Этот автомобиль создатели позиционировали как транспортное средство будущего. «Альфа» оснащалась 2,6-литровым силовым агрегатом V8 мощностью в 200 «лошадок» и разгонялась до 220 км/ч.
Jaguar XJ220 — еще пример автомобиля с «прячущимися» фарами. В 1991 году он получил статус британского суперкара № 1. Причем подразумевалось, что «двести двадцатый» будет задействован не только на гоночных треках, но и станет доступным для дорог общественного пользования.
«Ягуар» оснащался по-настоящему звериным мотором V6 с рабочим объемом 3,5-литра и мощностью свыше 540 л.с. До 100 км/ч авто разгонялся менее чем за 4 секунды. А максимальная скорость переваливала за отместку в 350 км/ч.
При этом в Jaguar XJ220 не было ни электронных помощников (АБС появилась в 1992 году), ни гидроусилителя руля. Зато был аскетичный салон и тугие педали. Вообще, справиться с «Ягуаром» мог только хорошо подготовленный водитель. Да и аппетит «кошки» никак не подходил для городской эксплуатации — 1 литр на 3 километра с копейками. Зато «двести двадцатый» стал самым дорогим детищем Jaguar — 413000 фунтов стерлингов.
Вообще, скрытые и выдвигающиеся фары встречались на моделях многих именитых брендов: Ferrari, Lamborghini, Lotus, Mazda, Porsche. Но по-настоящему массовым этот тип передней оптики так и не стал. Постепенно от «глазастых» фар отказались все автопроизводители.
Кузов Targa
«Золотой век» двухместных родстеров с жестко закрепленным ветровым стеклом, дугой безопасности позади кресел, задним стеклом и съемной крышей пришелся на 1970-е. Тогда Департамент транспорта США, сам того не желая, подтолкнул покупателей к этим автомобилям. Дело в том, что из-за низкой пассивной безопасности в стране предприняли попытку запретить эксплуатацию кабриолетов. Автопроизводители не растерялись и предложили поклонникам авто «без головы» транспортные средства с дугой, которая повышала безопасность в случае опрокидывания.
Ну а первым в своем роде принято считать Porsche 911 Targa. Название «Targa» закрепилось за авто после участия в гонках Targa Florio. И пошло, как говорится, поехало. Вскоре «таргой» стали называть тип кузова. И вот что интересно: за пять лет до появления Porsche, создатели Triumph TR4 предлагали подобную «штуку» в качестве опции, но вся слава досталась именитому «немцу».
В наши дни подобный тип кузова становится редкостью, поскольку количество поклонников Targa минимально.
Ключ зажигания
Вот и традиционный ключ можно считать без пяти минут занесенным в Красную книгу автомобильного мира. Его постепенно вытесняют электронные брелоки и пластиковые карточки.
Все сильнее распространяется система бесключевого доступа. Она автоматически отключает сигнализацию при помощи специального ключа-метки, который связывается с охранной системой по радиоканалу. Эта же система позволяет запустить силовой агрегат без применения традиционного ключа.
А ведь не так давно, чтобы лишний раз завести «девятку», приходилось задействовать «кривой стартер».
Простота конструкции и все, все, все…
От поколения к поколению автомобили становятся сложнее. Поэтому иной раз даже мельчайшая неполадка требует серьезного «хирургического вмешательства». Соответственно, провернуть подобную «операцию» в гараже уже не получится.
Со временем сильно изменился и принцип диагностики машины. Если раньше для этого нужен был крепкий автомеханик с хорошим слухом, то сейчас его почти повсеместно заменил специалист с диагностическим оборудованием.
Не пощадили годы и «телосложение» авто. Машины становятся все тяжелее. Взять для примера Ford Fiesta. Четверть века назад вес этой модели не дотягивал до 900 кг. Сейчас она весит под 1 200 кг.
Прежние легкие и мощные машины были более сложными в управлении. Они требовали от водителя концентрации. А за ошибки жестко наказывали. Поэтому плохо подготовленный водитель мог сесть за руль только на свой страх и риск. У него не было многочисленных электронных помощников, на которых могут положиться современные автолюбители.
У легких машин, помимо маневренности, можно вспомнить еще один плюс — в случае неисправности их можно было дотолкать до мастерской или гаража.
Медленно, но верно в категорию вымирающих перебирается и традиционная механическая коробка передач. Как показало время, она не в состоянии противостоять напору «автоматов», «роботов» и вариаторов. Да и сами автолюбители, в основной массе, поддерживают автоматические коробки. Ведь они более удобны. Что же касается понятия «чувство автомобиля», оно сегодня мало кого волнует.
Ну и последнее. Все реже в современных автомобилях можно обнаружить традиционное полноразмерное запасное колесо. Его заменила так называемая докатка или, что еще хуже, ремкомплект. Это значит, что без заезда на ближайшую станцию шиномонтажа при проколе колеса уже не обойтись.