На «Ниве» через Сахару - «Авто» » Новости Дня Сегодня
На «Ниве» через Сахару - «Авто» 14:00 Пятница 0 602
9-02-2018, 14:00
Авто 602 0

На «Ниве» через Сахару - «Авто»



Вряд ли кто-нибудь мог представить, что «Нивы» примут участие в самом знаменитом ралли-марафоне. Взлет оказался стремительным. Правда, первое место «Ниве» так и не покорилось.

Идея на миллион

ВАЗ-2121 «Нива» дебютировала 5 апреля 1977 года. Характеристики автомобиля не были выдающимися: 4-ступенчатая «механика», 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель 1,6-литра и мощностью 80 л.с. Но имелись особенности, благодаря которым модель снискала популярность. Это постоянный полный привод, 2-ступенчатая «раздатка», блокируемый межосевой дифференциал и увеличенный до 220 миллиметров дорожный просвет. Благодаря этому арсеналу машина демонстрировала феноменальную проходимость.

Спустя год, как первый экземпляр сошел с конвейера, многие страны Европы (особенно Франция) наладили экспорт. И удивляться нечему, поскольку за свою цену «Нива» ни имела аналогов среди «проходимцев».

В это же время у французского мотогонщика Тьерри Сабина родилась идея устроить ралли-марафон Париж-Дакар длиной в 10?000 километров. Участвовать могли все желающие. На старт в 1978-м вышли 12 грузовиков, 90 мотоциклов и 80 экипажей на легковых автомобилях. В их числе — пять на советских «проходимцах». Французы первыми из европейцев отважились испытать «Нивы» в «диких» условиях.


ВАЗ-2121 против всех

Поскольку жесткого регламента на первом ралли установлено не было, в бой пошли практически серийные модели «Нивы». Надо сказать, все экипажи выступали в частном порядке, то есть, они не представляли ни Советский Союз, ни французских автодилеров, экспортировавших модель в страну.

В столицу Сенегала добрались только два экипажа на «Нивах», три других сошли с дистанции. Поэтому в общем зачете «Нивы» заняли довольно скромные 28 и 42 места. Любопытно вот еще что: на первом ралли не было разделения участников по классам. Так что, если отбросить мотоциклистов, результат становится более впечатляющим — 13 и 17 места на серийных автомобилях.

После гонки экипаж, занявший 28-е место, продал свою машину прямо в Дакаре. Возврат второй машины, доехавшей до финиша, оплатил Жак Пок, экспортер «Нив» во Францию. Взамен он попросил информацию о выступлении своих подопечных в гонке. Узнав подробности, на Париж-Дакар-1980 Жак решил выставить свой экипаж.

К подготовке машины на этот раз подошли более основательно. Результат получился достойным — мощность смогли поднять до 110 «лошадей». За руль посадили профессионального гонщика Жан-Клода Бриавуана. И «Нива» ринулась в бой с бездорожьем. Но… уже в Алжире гонка для Бриавуана закончилась. Сойти с дистанции французов вынудила серьезная неисправность, которую не удалось ликвидировать в суровых условиях пустыни.

Помимо машины Бриавуана в этой гонке участвовало еще семь экипажей на «Нивах». Троим удалось добраться до финиша. Они заняли 19, 26 и 28 места.

Новые попытки

На Париж-Дакар-1981 Жак Пок снова выставил экипаж. На этот раз объем двигателя увеличили до 1,8-литра вместо стандартных 1,6. Мощность теперь составляла 140 лошадиных сил. Кроме того, французы заменили 4-ступенчатую коробку на 5-ступенчатую. После этих метаморфоз максимальная скорость выросла до 160 км/ч.

На сей раз техника выдержала испытания. Бриавуану в один момент удалось сократить отставание от лидера до двух минут, а затем и вообще поравняться. «Нива» и Range Rover сошлись на трассе бок о бок… Что случилось дальше — доподлинно не известно. То ли Метж (водитель «англичанина») решил объехать препятствие, то ли просто совершил неудачный маневр, но факт остаётся фактом — Range Rover боднул «Ниву». Для советского внедорожника этот контакт с крупным и массивным соперником не прошел бесследно: потек пробитый радиатор.

Но все равно, это был грандиозный успех. Кроме команды Жака Пока в этом ралли участвовали еще 12 экипажей «Нив». К слову сказать, санитарные машины, сопровождавшие гонщиков, также являлись советскими внедорожниками. Европейцы верили в ВАЗ-2121.

На гонку 1982 года Жак Пок решил выпустить два экипажа. Кроме них участвовало еще 18 «Нив», за рулями которых находились французы, итальянцы, бельгийцы и испанцы. Но из-за плохой видимости и неправильного чтения карты Бриавуан запорол первый дополнительный этап и отстал от лидеров более чем на 20 минут. Затем, уже по традиции, начал резво отыгрывать секунды. Но экипаж Renault 20 Turbo 4?4 братьев Марре сумел удержать лидирующую позицию.

Несмотря на рекордное количество «Нив», финишировать смог только экипаж Жана-Клода Бриавуана, который завоевал серебро.

На следующий Париж-Дакар было решено выставить лишь три экипажа. Но родной советский мотор явно не справлялся с поставленными задачами. И тогда в дело вступил Марсель Морель — известный гонщик и владелец фирмы по модернизации силовых агрегатов. Именно у него Жак Пок заказал новые двигатели.

Перед гонкой на «Ниву» поставили 2,4-литровый 4-цилиндровый двигатель SImca JRD. При разном уровне форсировки из мотора получалось выжать от 180 до 215 «лошадей». Багажник, двери и капот поменяли на аналоги из стеклопластика. Спереди поставили дисковые вентилируемые тормоза.


Было понятно, что команда настроена только на победу. Но проблемы начались уже на первых этапах. Из-за неполадок с электрикой женскому экипажу начислили 15 часов штрафного времени. Затем случилась главная беда — из-за проблем со сцеплением выбыл Жан-Клод Бриавуан. На трассе остался лишь один экипаж под руководством Андре Тросса. Он уверенно держался в лидирующей группе, ехал без серьезных ошибок в навигации и даже выиграл несколько спецучастков.

На одном из этапов Mercedes-Benz 280 GE — единственный оставшийся серьезный соперник «Нивы» — повредил передний мост и остановился. Благодаря второму экипажу «Мерседеса» машину сумели дотащить до финиша этапа, где были ремонтники. Утром оба экипажа снова вышли на трассу. Вскоре судьи обнаружили, что на втором «Мерседесе» нет контрольных отметок, которые ставились на передний мост перед стартом гонки. Догадаться, что произошло несложно: детали переставили на Mercedes-Benz 280 GE, который боролся за лидерство. Но организаторы не приняли никаких мер, а команда Жака Пока не подала официальный протест, тем самым признав второе место.

Этот год считается лучшим в истории «Нив» на ралли Париж-Дакар. До 1988 года команда постоянно участвовала в гонках, но прежнего успеха повторить не удалось: пришло время новых героев.


Вряд ли кто-нибудь мог представить, что «Нивы» примут участие в самом знаменитом ралли-марафоне. Взлет оказался стремительным. Правда, первое место «Ниве» так и не покорилось. Идея на миллион ВАЗ-2121 «Нива» дебютировала 5 апреля 1977 года. Характеристики автомобиля не были выдающимися: 4-ступенчатая «механика», 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель 1,6-литра и мощностью 80 л.с. Но имелись особенности, благодаря которым модель снискала популярность. Это постоянный полный привод, 2-ступенчатая «раздатка», блокируемый межосевой дифференциал и увеличенный до 220 миллиметров дорожный просвет. Благодаря этому арсеналу машина демонстрировала феноменальную проходимость. Спустя год, как первый экземпляр сошел с конвейера, многие страны Европы (особенно Франция) наладили экспорт. И удивляться нечему, поскольку за свою цену «Нива» ни имела аналогов среди «проходимцев». В это же время у французского мотогонщика Тьерри Сабина родилась идея устроить ралли-марафон Париж-Дакар длиной в 10?000 километров. Участвовать могли все желающие. На старт в 1978-м вышли 12 грузовиков, 90 мотоциклов и 80 экипажей на легковых автомобилях. В их числе — пять на советских «проходимцах». Французы первыми из европейцев отважились испытать «Нивы» в «диких» условиях. ВАЗ-2121 против всех Поскольку жесткого регламента на первом ралли установлено не было, в бой пошли практически серийные модели «Нивы». Надо сказать, все экипажи выступали в частном порядке, то есть, они не представляли ни Советский Союз, ни французских автодилеров, экспортировавших модель в страну. В столицу Сенегала добрались только два экипажа на «Нивах», три других сошли с дистанции. Поэтому в общем зачете «Нивы» заняли довольно скромные 28 и 42 места. Любопытно вот еще что: на первом ралли не было разделения участников по классам. Так что, если отбросить мотоциклистов, результат становится более впечатляющим — 13 и 17 места на серийных автомобилях. После гонки экипаж, занявший 28-е место, продал свою машину прямо в Дакаре. Возврат второй машины, доехавшей до финиша, оплатил Жак Пок, экспортер «Нив» во Францию. Взамен он попросил информацию о выступлении своих подопечных в гонке. Узнав подробности, на Париж-Дакар-1980 Жак решил выставить свой экипаж. К подготовке машины на этот раз подошли более основательно. Результат получился достойным — мощность смогли поднять до 110 «лошадей». За руль посадили профессионального гонщика Жан-Клода Бриавуана. И «Нива» ринулась в бой с бездорожьем. Но… уже в Алжире гонка для Бриавуана закончилась. Сойти с дистанции французов вынудила серьезная неисправность, которую не удалось ликвидировать в суровых условиях пустыни. Помимо машины Бриавуана в этой гонке участвовало еще семь экипажей на «Нивах». Троим удалось добраться до финиша. Они заняли 19, 26 и 28 места. Новые попытки На Париж-Дакар-1981 Жак Пок снова выставил экипаж. На этот раз объем двигателя увеличили до 1,8-литра вместо стандартных 1,6. Мощность теперь составляла 140 лошадиных сил. Кроме того, французы заменили 4-ступенчатую коробку на 5-ступенчатую. После этих метаморфоз максимальная скорость выросла до 160 км/ч. На сей раз техника выдержала испытания. Бриавуану в один момент удалось сократить отставание от лидера до двух минут, а затем и вообще поравняться. «Нива» и Range Rover сошлись на трассе бок о бок… Что случилось дальше — доподлинно не известно. То ли Метж (водитель «англичанина») решил объехать препятствие, то ли просто совершил неудачный маневр, но факт остаётся фактом — Range Rover боднул «Ниву». Для советского внедорожника этот контакт с крупным и массивным соперником не прошел бесследно: потек пробитый радиатор. Но все равно, это был грандиозный успех. Кроме команды Жака Пока в этом ралли участвовали еще 12 экипажей «Нив». К слову сказать, санитарные машины, сопровождавшие гонщиков, также являлись советскими внедорожниками. Европейцы верили в ВАЗ-2121. На гонку 1982 года Жак Пок решил выпустить два экипажа. Кроме них участвовало еще 18 «Нив», за рулями которых находились французы, итальянцы, бельгийцы и испанцы. Но из-за плохой видимости и неправильного чтения карты Бриавуан запорол первый дополнительный этап и отстал от лидеров более чем на 20 минут. Затем, уже по традиции, начал резво отыгрывать секунды. Но экипаж Renault 20 Turbo 4?4 братьев Марре сумел удержать лидирующую позицию. Несмотря на рекордное количество «Нив», финишировать смог только экипаж Жана-Клода Бриавуана, который завоевал серебро. На следующий Париж-Дакар было решено выставить лишь три экипажа. Но родной советский мотор явно не справлялся с поставленными задачами. И тогда в дело вступил Марсель Морель — известный гонщик и владелец фирмы по модернизации силовых агрегатов. Именно у него Жак Пок заказал новые двигатели. Перед гонкой на «Ниву» поставили 2,4-литровый 4-цилиндровый двигатель SImca JRD. При разном уровне форсировки из мотора получалось выжать от 180 до 215 «лошадей». Багажник, двери и капот поменяли на аналоги из стеклопластика. Спереди поставили дисковые вентилируемые тормоза. Было понятно, что команда настроена только на победу. Но проблемы начались уже на первых этапах. Из-за неполадок с электрикой женскому экипажу начислили 15 часов штрафного времени. Затем случилась главная беда — из-за проблем со сцеплением выбыл Жан-Клод Бриавуан. На трассе остался лишь один экипаж под руководством Андре Тросса. Он уверенно держался в лидирующей группе, ехал без серьезных ошибок в навигации и даже выиграл несколько спецучастков. На одном из этапов Mercedes-Benz 280 GE — единственный оставшийся серьезный соперник «Нивы» — повредил передний мост и остановился. Благодаря второму экипажу «Мерседеса» машину сумели дотащить до финиша этапа, где были ремонтники. Утром оба экипажа снова вышли на трассу. Вскоре судьи обнаружили, что на втором «Мерседесе» нет контрольных отметок, которые ставились на передний мост перед стартом гонки. Догадаться, что произошло несложно: детали переставили на Mercedes-Benz 280 GE, который боролся за лидерство. Но организаторы не приняли никаких мер, а команда Жака Пока не подала официальный протест, тем самым признав второе место. Этот год считается лучшим в истории «Нив» на ралли Париж-Дакар. До 1988 года команда постоянно участвовала в гонках, но прежнего успеха повторить не удалось: пришло время новых героев.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl