Госавтоинспекция внесла серьезные изменения в экзаменационные билеты для будущих водителей после того, как эксперты Министерства здравоохранения обнаружили, что содержащаяся в них некорректная медицинская информация ущемляет права и законные интересы граждан. Речь, в частности, идет о методах извлечения пострадавшего из салона автомобиля, помощи при термическом ожоге, правилах сердечно-легочной реанимации, сообщает "Коммерсант".
Новые экзаменационные билеты для категорий А, B, М и подкатегорий А1 и B1 опубликованы на сайте ГИБДД РФ и уже загружены в информационную систему ведомства, фиксирующую процесс экзаменов по всей стране, пишет издание.
На экзамене кандидату в водители необходимо ответить на 20 вопросов одного из 40 билетов. При этом можно допустить две ошибки, но каждая из них влечет пять дополнительных вопросов, на которые необходимо ответить безошибочно. В начале 2018 года Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) в своем обращении в ГИБДД России информировала ведомство о "нарушении прав и законных интересов" граждан.
В частности, специалисты ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ обнаружили, что рекомендации в билетах, затрагивающие тему оказания медпомощи пострадавшим в авариях, противоречат официальным памяткам МЧС РФ, сообщается в публикации.
В автошколах водителей учили правильным методам оказания первой медпомощи, но полученные знания не совпадали с содержанием ответов в билетах на экзамене, пояснила президент МААШ Татьяна Шутылева. "Доходило до того, что преподаватели говорили абитуриентам, какие ответы нужно давать на экзамене, чтобы получить оценку "экзамен сдан", но предупреждали, что в реальной жизни нужно пользоваться совершенно иными методиками, - рассказала она. - Это путало начинающих водителей. Память - штука коварная: кто знает, что человек вспомнит в стрессовой ситуации. Мы поэтому и забили тревогу".
К примеру, в одном из вопросов кандидата в водители спрашивали, как оказывать первую помощь пострадавшему при открытом переломе конечностей, сопровождающемся артериальным кровотечением. Предлагались три варианта ответа, включая "правильный" - "с наложения жгута выше раны на месте перелома".
В действительности наложение жгута на место перелома может только "усугубить страдания пострадавшего или стать причиной дополнительных повреждений", причем многое зависит от того, откуда идет кровь, - это может быть, к примеру, лучевая артерия на уровне запястья или артерия тыла стопы, следует из письма МААШ в ГИБДД. Ведомство с этим согласилось и убрало данный вопрос, заменив его другим - про методы оказания первой помощи при "отморожении и переохлаждении".
Другую ошибку медики нашли в вопросе, как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего. Предлагалось три варианта ответа, включая "правильный" - "три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на уровне щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи между щитовидным хрящом и ближайшей к хрящу мышцей".
В связи с этим в МААШ указали, что водители, не являющиеся профессиональными медиками, не могут достоверно определить признаки жизни пострадавшего по проверке пульса, поэтому нужно спрашивать будущих водителей о том, как проверять дыхание.
"Определение признаков жизни исключительно по пульсу - это отголоски советской медицины, - пояснил член межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в России Леонид Дежурный. - Европейские исследования давно показали, что в 44% случаев водители ошибаются и могут, к примеру, принять свой собственный пульс за пульс пострадавшего. Поэтому западные и российские специалисты рекомендуют ориентироваться прежде всего по дыханию"
Также изменения внесены в экзаменационные вопросы о том, как извлечь инородное тело из дыхательных путей пострадавшего, в каких случаях нужно извлекать пострадавшего из салона автомобиля, какую помощь нужно оказывать при признаках термического ожога, как правильно располагать руки при сердечно-легочной реанимации, перечисляет газета.