Рост цен был лишь вопросом времени: 2018 год начался с традиционной корректировки на 10?20 тысяч, но уже весной цены на машины устремились вверх всерьёз. Причем массовый сегмент пострадал сильнее всего. Насколько и почему автомобили снова дорожают?
Масштаб проблемы
Цены взяли новые психологические рубежи: так, седан Ford Focus стоит теперь более миллиона рублей во всех версиях, кроме маркетинговой Ambiente без кондиционера и с 85-сильным мотором (она обойдется в 865 тысяч). Вплотную к отметке 1 млн. рублей приблизилась базовая Skoda Octavia, а Citroen C4 обосновался у нее давно.
Renualt Logan с начала года прибавил более 50 тысяч рублей, и, например, скромная версия Comfort с кондиционером и аудиосистемой обойдется теперь без малого в 700 тысяч рублей. Lada Granta, которая является самым доступным российским автомобилем и, фактически, задает минимальный уровень цен, перешла рубеж в 400 тысяч даже в пустой версии с некрашенными бамперами! На 10 тысяч дороже стал и ее клон Datsun on-Do (теперь от 461 тысячи).
Lada Vesta, вырвавшись в лидеры рынка по продажам, активно развивает коммерческий успех: вслед за новогодним подорожанием на 13 тысяч большинство версий в мае прибавило еще 15 тысяч, а универсалы SW Cross — на 25 тысяч рублей. Для сравнения, с момента дебюта осенью 2015 года Vesta прибавила почти 70 тысяч рублей.
Но конкуренты не стояли на месте: например, за три года цена на Hyundai Solaris выросла примерно в полтора раза, хотя отчасти прибавка объясняется сменой поколений. Подорожал Solaris и весной, правда, несильно. Прибавили в цене и родственные Kia Rio.
Что интересно, прайсы на модели дороже 1 млн. рублей пухли не так рьяно. Например, Nissan уже год держит на неизменном уровне минимальную стоимость кроссовера Qashqai, хотя некоторые модели подорожали. Другой позитивный пример: базовая Mazda6, которая за полтора года прибавила лишь 12 тысяч рублей.
Есть и приятные исключения, например, Toyota снизила стоимость RAV4 на 44 тысячи. Подешевела и Camry, но в ее случае дисконт может быть связан с выходом новой модели, которая также щеголяет ценой от 1,399 млн рублей (на 22 тысячи рублей дороже нынешнего поколения). Впрочем, некоторые Toyota подорожали до 78 тысяч рублей.
Одним из рекордсменов ценового похудения стал Skoda Kodiaq, который получил, наконец, прописку в Нижнем Новгороде. Цены упали радикально: если импортируемая версия стоит от 2,065 млн рублей, то кроссовер российской сборки — от 1,399 млн рублей. Правда, разнятся и комплектации. Но даже при прочих равных дисконт превышает 300 тысяч рублей. Впрочем, особенной сенсации Koadiaq не сделал, ведь на рынке уже был соплатформенный Tiguan по цене от 1,35 млн рублей.
Почему они снова растут
После лихорадки 2015?2016 годов наступило годичное затишье, когда стоимость машин если и росла, то небольшими порциями. Казалось даже, рынок достиг, наконец, стабильности.
Но весной 2018 года темпы подорожания усилились, и в качестве основной причины представители марок называют апрельский скачок курсов валют. Доллар с 58 рублей кратковременно достиг 64 рублей, а затем стабилизировался на уровне 62 рублей (+5?7%).
Прямой зависимости между курсами валют и ценами на автомобили не наблюдается: для сравнения, в январе 2016 года доллар стоил до 75 рублей против 62 сейчас, но за это время Lada Granta прибавила в цене более 50 тысяч рулей (+17%). При том что доля «долларовых компонентов» в той же Granta невысока.
Сами производители объясняют подобные эффекты общей инфляцией и зависимостью от курсов валют цен на ряд компонентов и сырье. Кроме того, автомобили не дорожают пропорционально курсам валют в периоды резких скачков, и процесс растягивается на длительный срок. Другими словами, сейчас рынок отыгрывает то, что «недобрал» в 2015—2016 годах.
В апреле вырос утилизационный сбор, причем для моделей с объемом мотора от 1 до 2 литров повышение достигло 90% или 40 тысяч рублей. Правда, для машины российской сборки, которые доминируют на рынке, сбор компенсируется за счет государственных субсидий. Тем не менее, остается простор для спекуляций, поскольку компенсационный механизм имеет отложенный характер, а производители несут дополнительные расходы здесь и сейчас.
Развязывает руки и подросший спрос. За первые четыре месяца 2018 года россияне купили на 20% больше новых машин, чем годом ранее, хотя отчасти результаты связаны с вялыми продажами год назад. Около половины прибавки обеспечили программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые досрочно завершились в первой половине мая.
Ждут ли нас новые рекорды
Если курсы валют останутся стабильны, предпосылок к резкому удорожанию нет, но плавное поднятие цен раз в квартал стало для многих марок, в том числе Lada, практически традицией. Наценку стараются выбирать не слишком большой (10?15 тысяч рублей), но за год цены прибавляют ощутимо.
Чего точно нет — это предпосылок к удешевлению машин. Заставить автопром снизить цену мог бы падающий спрос, но с прошлого года динамика стала положительной, и хотя до рекордов 2012 года еще бесконечно далеко (разница почти двукратная), сборочные заводы России нащупали точку равновесия и не имеют мотива стимулировать продажи за счет чрезмерного демпинга.
Он возможен в отдельных случаях, как с тем же Kodiaq, продажи которого за прошлый год оказались низкими на фоне Volkswagen Tiguan именно из-за «перегретой» цены. Так, за вторую половину 2017 года было продано меньше «Кодиаков», чем «Тигуанов» за один только июль.
Совет покупателем остается прежним: если автомобиль вам нужен — причин ждать снижения цен нет. Скорее, можно поискать «индивидуальную выгоду», потому что дилеры сегодня склонны к торгу, особенно если речь о не самых востребованных моделях. Они предлагают прямые скидки и субсидии, достигающие 10% от прайсовой цены.
Кстати, уже этим делом мы лишимся еще одной бюджетной модели — Lada Priora. АВТОВАЗ решил наконец свернуть производство устаревающей модели, которую вытеснила с рынка Lada Granta: их результаты по итогам прошло года — 15 тысяч против 94 тысяч.