Запуск в производство нового вариатора для моделей Lada Vesta и X-RayАВТОВАЗ идет полным ходом — об этом сообщило издание «За рулем». Слухи на эту тему появились ещё год назад, но теперь решение принято: такие машины могут появиться в продаже в конце года. Однако большой радости в стане поклонников Lada не заметно: вариаторов в России побаиваются. Может, напрасно?
От Nissan «по эстафете»
Сам АвтоВАЗ до сих пор хранит молчание и никаких подробностей о новой коробке не сообщает. Но вычислить кандидата несложно: материнский концерн Renault-Nissan уже не первый год предпочитает вариаторы фирмы Jatco. И в арсенале есть подходящая модель, которая в терминологии Nissan называется CVT-7. Её ставят, например, на Nissan Qashqai с базовым мотором, Nissan Juke, Renault Kaptur и ряд других моделей. В эти дни её испытывают на совместимость с Renault Logan.
Lada Vesta и X-Ray получат этот вариатор «по эстафете», что выглядит вполне логичным шагом, потому что разработка вариатора с нуля — дело слишком затратное.
Отличия от «ниссановского» варианта, скорее всего, будут. Во-первых, речь идет о локализации производства, что подразумевает использование некоторого процента местных комплектующих. Во-вторых, вазовцы должны подружить вариатор с моторами собственного производства, потому что до сих пор он ставился в основном на модели с двигателями Nissan, включая «обрусевший» H4M.
CVT-7: что внутри?
Вариатор CVT-7 довольно интересен: например, помимо вариаторной части у него есть и двухступенчатая гидромеханическая передача. Такое решение позволило увеличить соотношение максимального и минимального передаточных чисел, что очень важно для вариаторов. Низшая передача работает до 100 км/час, затем «гидромех» переходит на высшую.
Неплох этот вариатор и с точки зрения водителя: большую часть времени он подражает обычному гидромеханическому «автомату», чутко реагирует на движение педали газа и не держит двигатель на постоянных оборотах. Последнее встречалось у ранних моделей вариаторов и порой раздражало.
Но есть и минусы, например, ограничение по крутящему моменту в 170?180 Н*м. На том же Qashqai с 1,2-литровым турбомотором версия с вариатором дефорсирована по моменту до 165 Н*м, что привело к потери аж двух секунд в разгоне до 100 км/час. Для вазовского мотора 1,8 литра ограничение тоже может быть значимо: пиковый моменту него 170 Н*м, то есть примерно по красной черте.
А ещё вариатор весьма недёшев: в случае с Nissan его замена обходится более чем в 400 тысяч рублей. Пока рано спекулировать о вазовских расценках, тем более в первые годы расходы на ремонт или замену покроет гарантия. Но если возникнет шквал постгарантийных поломок, вариаторные «Лады» резко потеряют в цене на вторичном рынке.
Робот или вариатор?
Вариаторов в России вообще побаиваются, и упомянутый CVT-7 — не исключение. Ресурс часто определяется живучестью ремня (в нашем случае он — стальной), и, по разным данным, составляет 120?150 тысяч километров. Кроме того, вариаторы имеют сложную гидравлическую часть, поломки которой провоцирует износ механических компонентов и попадание в масло стружки. Правда, судить о надежности именно вазовского варианта пока рано.
И всё-таки убедить людей в прелестях вариатора вазовцам будет не так-то просто. Но и особенного выбора у них нет, потом что «робота» АМТ с одним сцеплением автомобилисты также побаиваются. И если у конкурентов Lada Vesta, вроде Hyundai Solaris, продажи автоматических версий превышают продажи «механик», то для «Весты» доля куда скромнее: лишь около 10% клиентов выбирают «робота».
Не исключено, что завод предложит тройную альтернативу для Vesta и X-Ray: можно будет купить автомобиль и с «роботом», и с «вариатором», и с «механикой». А расширение ассортимента — всегда плюс.
Нечто подобное АвтоВАЗ предлагает сейчас для Granta: помимо «робота» её оснащают четырехступенчатым «автоматом» Jatco. Устанавливать его на Vesta не стали: слишком уж старомодное решение, да и динамика разгона падает весьма существенно. Кроме того, если «робот» требует доплаты в 25 тысяч рублей, то «автомат» — уже 40 тысяч рублей.
А сколько может стоить Vesta с вариатором? Прикинуть несложно: Renault Kaptur с такой трансмиссией дороже механических версий на 50 тысяч рублей. Возможно, для «Весты» разницу чуть сократят, но вряд ли существенно, так что можно ориентироваться на прибавку 35?50 тысяч рублей.
И последний вопрос: а почему АВТОВАЗ не использует современные шестиступенчатые «автоматы», как прямые конкуренты той же Vesta — Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Rapid? Потому что покупать на стороне слишком дорого, а разрабатывать с чистого листа — еще и рискованно.
Как-то обсуждалась идея выпуска единого «автомата», который подходил бы для установки на многие модели В/С-класса. Но если АвтоВАЗ был в этой сделке заинтересован, то остальные производители уже имели подходящие автоматы и не поддержали идею.