Жертвами эвакуации чаще становятся автомобили, запаркованные под запрещающими знаками — эти нарушения очевидны и хорошо известны. Но есть масса менее явных поводов для задержания транспортного средства и порой они становятся большим сюрпризом для водителя.
Переходы, остановки, тротуары
По-научному эвакуацией называется задержание транспортного средства, и поводы для неё описаны в статье 27.13 КоАП. Правда, перечислены они в неявном виде, поэтому водители не всегда представляют многообразие альтернатив.
Например, возможна эвакуация автомобиля, водитель которого оставил зазор менее 3 метров до сплошной линии разметки (за исключением той, что обозначает обочину). И это может быть не только осевая линия, но и та, что отделяет попутные полосы друг от друга — такие фрагменты сплошной наносят, например, перед перекрёстками.
Парковка запрещена на переходах и в пяти метрах перед ними: за это тоже машину могут увезти. То же самое касается остановок общественного транспорта, где можно остановиться для посадки или высадки пассажиров, но нельзя стоять продолжительное время. Причём если нет разметки 1.17 в виде жёлтой «молнии», остановка запрещена ближе 15 метров от знака, обозначающего остановку.
Читайте также
Армия Шойгу: Гром литавр и сплошной парад
Итоги опроса «СП»: по мнению читателей, показуха по-прежнему не изжита в Вооруженных силах РФ
Те же правила касаются знаков «Место стоянки легковых такси», которые в России используется не повсеместно, а потому непривычны: от них также нужно оставлять 15-метровый зазор, то есть — порядка пяти-шести парковочных слотов в каждую сторону, если речь о перпендикулярной парковке.
Самым дорогим парковочным нарушением является стоянка под знаком «Инвалид» — помимо эвакуации, за это предусмотрен штраф в 5000 рублей. Но и здесь есть «метрическая» тонкость: парковочное место для инвалида имеет ширину 3,6 метра, то есть увезти могут автомобиль, который вроде бы оставляет пространство непосредственно под знаком, но недостаточно. Считайте, под знаком «Инвалид» должны входить бок о бок две легковые машины.
Менее очевидным нарушением кажется стоянка под знаком 6.4 «Парковка», снабжённого табличкой 8.9.1 «Только для владельцев парковочных разрешений» — такие нередко используются около госучреждений. И да, помимо штрафа машину также могут эвакуировать, если под стеклом нет того самого разрешения.
Эвакуируют и за парковку на тротуаре, причём далеко не всегда его легко отличить от парковки или проезда. Тротуары от проезжих частей отделяются бордюрами высотой порядка 10 см, но в России они частенько отсутствуют, скошены или утоплены, что создает иллюзию въезда, особенно зимой. Спорные зоны могут обозначаться знаком 4.5.1 «Пешеходная дорожка», который запрещает движение и парковку автомобилей, даже если тротуар находится на одном уровне с проезжей частью. Но и они в России используются не везде.
Кстати, правила разрешают езду и стоянку на тротуарах, но только для коммерческого транспорта при отсутствии других подъездов к разгрузочному терминалу. Либо же въехать на тротуар можно при наличии табличек «Способ постановки на стоянку» соответствующего образца.
«Елочка», карманы, знаки со стрелкой
Кстати, о способах стоянки: по правилам, ставить машины нужно параллельно краю проезжей части — это правило действует по умолчанию, если нет знаков или разметки, которые допускают стоянку «ёлочкой», перпендикулярно, с заездом на тротуар или как-то ещё. Нередко стоянка вдоль края проезжей части кажется водителям расточительной, ведь на одну машину требуется 6?7 метров, тогда как при парковке «ёлочкой» можно впихнуть в полтора-два раза больше. Но за «косую» парковку также возможна эвакуация, потому что торчащие на проезжую часть «хвосты» машин съедают изрядную часть ширины дороги и создают помехи.
Запрещающие знаки 3.27 «Остановка запрещена» распространяются на саму проезжую часть, и все знают, что за их нарушение возможна эвакуация — кстати, только при наличии предупреждающих табличек. Но эти знаки не действуют, например, на парковочные карманы вдоль проезжей части, которые часто отмечают знаками 6.4 «Парковка». Однако важно не запутаться, потому что иногда за парковочный карман можно принять уширение проезжей части, скажем, из-за появления дополнительной полосы для поворота направо. В этом случае установленный «вверх по течению» знак 3.27 «Остановка запрещена» будет распространяться и на неё.
Отдельной головной болью в России является применение табличек 8.3.1-.8.3.3, которые используют для увеличения зоны действия знаков, запрещающих парковку. Кстати, практика эта весьма спорна, потому что по ПДД эти стрелки указывают направление действия знаков перед перекрёстком либо же направление к придорожным объектам: кемпингам, заправкам, стоянкам. По какой-то причине их часто применяют и для расширения зоны действия знаков, обозначающих парковку для инвалидов или просто запрещающих остановку. Поэтому, паркуясь в незнакомом месте, невредно оглядеться: нет ли поблизости запрещающего знака с такой стрелкой?
Эвакуацию могут прописать и запаркованным автомобилям, которые мешают движению других машин, хотя критерии здесь зачастую субъективны. Но ГИБДД имеет право организовать задержание машины, которая перекрыла выезд, стоит на перекрёстке, закрывает подъезд к мусорным бакам, блокирует трамвайные путях, запаркована вторым рядом и так далее — здесь лучше руководствоваться здравым смыслом.
Мой двор — моя боль
Больной темой для жителей больших городов является безобразная парковка во дворах, где машины порой перекрывают тротуары и убивают газоны. Что интересно, единого подхода к наказанию таких парковщиков нет, потому что территория двора формально не является «юрисдикцией» ГИБДД — в КоАП нет наказания за парковку на газоне. Инспекторы могут организовать эвакуацию мешающей машины из дворового проезда, но наказание за парковку на газоне определяется местным законодательством. Многие города отдают эту тему на откуп участковым, то есть просто закрывают глаза.
Увезти могут и автомобиль, который используется в качестве рекламного баннера или макета: такую хитрость часто используют для получения бесплатного рекламного места. Но ещё больше горожан волную брошенные автомобили, которые захламляют парковки и гниют во дворах. К сожалению, и с их вывозов не всё так просто: КоАП не предусматривает наказание за «бессрочную» парковку, если она выполнена по правилам. Для вывоза автохлама используется местное законодательство, и большой проблемой являются критерии, при которых машину можно считать металлоломом.
Читайте также
Назарбаев разогнал правительство. Почему не может Путин?
Президент Казахстана отправил в отставку кабмин «за неумение работать с населением»
Процедура вывоза трудоемка: их увозят после уведомления собственника, а затем длительное время хранят на случай, если он захочет вернуть автомобиль. Парадоксально, что государство вынуждено проявлять большую заботу об этих автомобилях, чем их владельцы.
Ещё одной популярной причиной для эвакуации является езда в нетрезвом виде и все сопутствующие нарушения. Правда, такая эвакуация чаще выполняется с уведомление уличённого в «синей» езде водителя. Избежать её можно, если на место задержания приедет трезвый и вписанный в страховку «сменщик».
Напоследок напомним, что после эвакуации автомобиля у вас есть возможность забрать его без предварительной оплаты штрафа и услуг эвакуации: рассчитаться по долгам можно уже потом. Иногда со штрафстоянок неохотно возвращают автомобили, не имеющие полиса ОСАГО, вынуждая владельцев либо покупать полис, либо вывозить автомобиль за территорию стоянки на эвакуаторе. Головной болью для многих является повреждение машин при эвакуации, доказать которые теоретически можно, но сложно. Инспекторы, присутствующие при эвакуации, работают в режиме конвейера и состояние машины чаще всего описывают общими фразами, например, «множественные сколы и царапины на внешних кузовных панелях».
Замороченность процедуры эвакуации имеет и плюсы: попавшись разок, начинаешь чтить правила остановки и стоянки. А чтобы минимизировать риск, очень рекомендуем освежить в памяти главу 12 ПДД, в которой изложена большая часть причин для эвакуации.
Новости авто: В России заработает система контроля за водителями такси
Правовым курсом: «Народные инспекторы» обойдутся народу в 2,7 млрд. рублей