Проблема неопытных водителей актуальна не только у нас, но и во всем мире. Тот, кто хоть раз садился в машину с «чайником», недавно получившим права, знает, насколько опасны новички. Неопытные водители могут резко нажать на тормоза, когда следует мягко сбросить скорость, или, напротив, утопит педаль газа в пол, когда давить на акселератор следует плавно. Эксперты по вождению винят во всем неразвитую мышечную память и отсутствие в голове «модели поведения в разных ситуациях», а также зашкаливающий от восторга адреналин, вызывающий эффект опьянения.
Статистика печальная, например, в 2019 году в ДТП с участием водителей-новичков погибли 846 человек и более 14 тысяч получили ранения. Многие из них остаются инвалидами-колясочниками. В целом число покалеченных судеб из-за неопытности начинающих автолюбителей исчисляется сотнями тысяч".
Между тем в нашей стране более миллиона человек каждый год получают права на управление автомобилем и начинают ездить по дорогам. В целях сокращения аварийности на дорогах России автор проекта «20 идей по развитию России», предприниматель и общественный активист Дмитрий Давыдов предлагает расширить список ограничений для начинающих водителей и здесь очень важно, что бы инициативу заметили на государственном уровне. В России должны быть предприняты более эффективные, прежде всего, законодательные меры, которые, как показывает положительный зарубежный опыт, могут переломить эту драматическую ситуацию и повысить безопасность на дорогах. Тем более, в нынешней Госдуме видят эту проблему, которую одним «восклицательным знаком» на стекле машины не решить. Очевидно, пришло время принятия соответствующих важных норм на уровне законодательной власти.
В ГИБДД поясняют, что неопытные водители переоценивают свои возможности и зачастую лихачат на дорогах из-за желания самоутвердиться. Дескать, «посмотрите, какой я крутой автомобилист». Если конкретно говорить о нарушениях ПДД, то чаще всего водители «с восклицательным знаком» не уступают дорогу, когда другие участники движения имеют преимущество. У новичков нет понимания важности сплошной линии, поэтому они запросто могут въехать на чужую полосу, и еще они грешат проездом по переходам, даже если по ним движутся пешеходы.
Видя такого участника дорожного движения, для которого ПДД не писаны, опытные автолюбители горько шутят, что «хуже только фашист в танке». С ними солидарны и стражи дорожного порядка, которые рассказывают, что многие начинающие водители даже не крепят предупреждающий «восклицательный знак» на стекло машины.
Этот простой маркер в виде желтого квадратика с обозначением «неопытный водитель», к слову, является важнейшим сигналом другим участникам, который поможет определить новичка среди потока машин и быть бдительнее при езде рядом с ним. Казалось бы, речь идет о мелочи, но и ею многие вчерашние выпускники автошкол пренебрегают.
Уважаемые читатели приглашаем принять участие в опросе. Опрос проводится на сайте «Свободная Пресса» и в нашей группе ВКонтакте.
Собственно, не так уж и много правил отличает их от опытных водителей. Автолюбителям со стажем вождения менее двух лет запрещено возить пассажиров, если они управляют мопедом, а также буксировать другие транспортные средства. Вот и все!
Причем, штраф за нарушения этих требований можно назвать символическим — лишь 500 рублей. Если же оплатить его в течение 20 дней с момента фиксации, то и вовсе можно отделаться 250 рублями.
Многочисленные исследования, как российские, так и зарубежные, показывают, что традиционные схемы обучения вождению и сложные экзаменовки не решают проблем неопытных водителей. Хорошо известно, что риск для молодых людей попасть в ДТП обусловлен не только отсутствием навыков или качеством курсов в автошколах (хоть и это важно), но и особенностями, связанными с возрастом. Последние включают в себя склонность к сильным ощущениям и непонимание цены жизни.
Чтобы «заработать авторитет» неопытные водители отправляют автомобиль в занос, входя в крутые повороты, а также устраивают настоящие гонки на трассах, в том числе ночью.
С учетом высокого риска эксперты и законодатели ищут пути минимизации аварий на дорогах, виновниками которых являются новички. Так, общественник Давыдов убежден, что для начинающих автолюбителей необходимо менять правила «вхождения в водительское сообщество», чтобы спасти тысячи молодых людей от вероятной гибели и еще более возможной инвалидности.
Он говорит: «В России для неопытных водителей все еще действуют весьма гуманные правила, да и в большинстве случаев они такие же, что и для водителей со стажем. Однако, в других развитых странах существуют намного более жесткие ограничения, повышающие безопасность на дороге».
И в самом деле, в ряде стран, например, в США, Австралии, Канаде, ОАЭ прижились и показали эффективность системы с «ученическими» водительскими удостоверениями, выдаваемыми на определенный срок. Если в течение этого времени, новичок за рулем не превысил лимит по нарушениям ПДД, не стал виновником ДТП, отъездил с нулевым порогом алкоголя в крови и сдал дополнительный экзамен, то можно приветствовать его в качестве полноценного водителя с уже постоянными водительскими правами.
Скажем больше: ограничения для неопытных водителей могут и должны касаться также транспортных средств, которыми они управляют. В частности, в Италии мощность автомобиля с новичком за рулем не должна превышать 75 л. с. на тонну веса машины, а в Белоруссии и Австралии в течение первых двух лет вождения автолюбителей обязывают ездить на 20−40 километров в час медленнее остальных.
Аналитики по безопасности движения Уильямс А. Ф, Прюссер Д. Ф. также обратили внимание, что вождение неопытными водителями поздно ночью, в дождь, в снегопад или в бурю сопряжено с намного большим риском, чем у автолюбителя со стажем. Они советуют разбить период вождения с «ученическими» водительскими удостоверениями на два этапа, и на первом вообще запретить новичкам садиться за руль в темное время суток или в непогоду. Пусть наберутся опыта в благоприятной обстановке, а там, глядишь, по-другому посмотрят на езду в опасных условиях.
Есть еще один важный момент, на котором следует заострить внимание. Как известно, в России действует алконорма 0,3 промилле, что, по оценке врачей, соответствует выпитой кружке пива через 4,5 часа после употребления мужчиной весом 80 кг. Конечно, все индивидуально, но у неопытных водителей и так отмечается низкий порог ответственности, тогда как показатели 0.2 — 0,3 промилле характеризуются реакцией организма в виде легкого расслабления.
Эксперты говорят, что оба фактора в совокупности могут стать гремучей смесью. Именно поэтому в Германии и Швейцарии действует правило нулевого промилле, а послабления начинаются после 2-летнего водительского стажа. Это ровно тот случай, когда вышеперечисленный опыт может и должен быть применим в России.
По мнению автора проекта «20 идей по развитию России», первое, что следует сделать прямо сейчас — это снизить алкогольный порог хотя бы до 0.15 промилле вместо 0.3, а также вернуть скоростное ограничение 90 км/ч на автомагистралях и 60 км/ч в населенных пунктах (вместо нынешних де-факто 110 км/ч и 80 км/ч соответственно). Параллельно необходимо ввести более высокие штрафы. Это приведет к более плавному обретению опыта водителями с маленьким стажем, поскольку у них будет чуть больше времени для принятия правильного решения на дороге.
«В случае серьезных нарушений, которые по статистике чаще всего ведут к созданию аварийных ситуаций „новичками“, помимо штрафа, хорошо бы направлять таких потенциально опасных участников дорожного движения на курс переподготовки, специально разработанный для этих целей. И на это время действие водительского удостоверения приостанавливать», — убежден Дмитрий Давыдов. С такой позицией согласны и инспектора ДПС, которые уверены, что у большинства новичков нет желания потерять только что полученные права, и уж тем более опять отправиться в автошколу.
Понятно, что в этом очень сложном деле не может быть простых решений, поэтому и важна комплексная законодательная норма и превентивная политика, включающая в себя «ученический водительский стаж» с временными правами, более жесткие для новичков ограничения, как по скорости, так и по «табуну лошадей» под капотом, ну и, само собой, принуждение их «рублем» к безусловному выполнению ПДД. На постоянной основе, а не в виде кампанейщины, также требуется проводить разъяснительную работу «что такое хорошо и что такое плохо» на дорогах. Только эти меры, принятые, в том числе на законодательном уровне, помогут существенно уменьшить число ДТП с участием неопытных водителей.
Проблемы национальной политики
Россияне назвали самые вероятные кризисы 2022 года
Глава Дагестана заявил, что угрозы «бить русских» нарушают кодекс дагестанца
Зюганов анекдотом ответил Кудрину на его слова об СССР
Кавказовед прокомментировал территориальные споры между Чечней и Ингушетией
Все материалы по теме (1810)