12 апреля деловое издание Bloomberg сообщило о том, что Саудовская Аравия намерена поддержать продление сделки ОПЕК по сокращению добычи нефти. Напомним, что в конце 2016 года членам картеля удалось договориться снизить объемы добычи нефти на 1,2 млн. баррелей в день, причем основная доля пришлась именно на Саудовскую Аравию. Страны, не входящие в ОПЕК, в том числе Россия, согласились присоединиться к сделке и сократить объем производства нефти почти на 600 тыс. бар. в сутки.
Все это позволило стабилизировать нефтяные котировки в среднем на уровне 55 долл. за баррель марки Brent. Однако дальнейшая судьба нефтяного соглашения остается под вопросом. В конце прошлой недели представители российского руководства впервые выразили разочарование результатами участия России в соглашении. На заседании коллегии Минэнерго вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что изначально власти рассчитывали на более высокую цену — 55−60 долларов за баррель. При этом он добавил, что «все равно действия были правильные, ситуация лучше, чем была».
11 апреля министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Минэнерго в ближайшее время начнет консультации с российскими нефтяниками по вопросу о целесообразности дальнейшего участия в сделке с ОПЕК. «Нужно ли продлевать соглашение, пока нет ответа на этот вопрос. В ближайшее время будем консультироваться с нашими компаниями, другими странами. Нужно еще посмотреть, как в апреле ситуация будет складываться и какие прогнозы на май — июнь. От этого будет зависеть решение», — сказал Новак. Он добавил, что благодаря сделке доля доходов от энергетики в бюджете России выросла с 38% до 50% в первом квартале 2017. Во всяком случае, пока в прогнозах Минэкономики с 1 июля сделка отсутствует.
Эксперты считают, что выход России из соглашения о добыче нефти приведет к резкому снижению цен. Пока же новости о том, что сделка может быть продлена еще на полгода, вызвали небольшой рост нефтяных котировок на биржах.
Члены ОПЕК планируют встретиться в Вене 25 мая, чтобы решить, стоит ли подливать действие соглашения. Некоторые страны, входящие в картель, уже выразили желание пролонгировать сделку, например, Кувейт. Окончательная позиция Саудовской Аравии, говорят инсайдеры, во многом будет от решения стран, не входящих в нефтяную группу, прежде всего, России и Ирана.
Несмотря на то, что перспективы продления сделки ОПЕК выглядят многообещающе, а сама она почти наверняка поддержит цены на нефть, в макроэкономическое прогнозе России на 2017−2020, который 6 апреля озвучил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, это не отражено.
Напротив, по словам Орешкина, в ведомстве ожидают, что уже в ближайшие месяцы произойдет «серьезное ослабление курса рубля». Сейчас национальная валюта значительно отклонилась от своего «модельного уровня» в сторону переукрепления. Поэтому к концу года она опустится до отметки в 68 рублей за доллар США. Именно такой курс прописан в базовом сценарии прогноза, который также предусматривает цены на нефть в районе 40 долл. за баррель. Если нефтяные котировки останутся на нынешнем уровне, доллар будет стоить 63−64 рубля. Напомним, что сейчас курс рубля составляет 56,6 руб. за долл.
Что же может опустить рубль до значений, указанных в макропрогнозе Минэкономики, если сейчас динамика нефти и валюты выглядит очень неплохо?
Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев полагает, что к ослаблению курса рубля могут привести геополитические риски, а ряд событий на нефтяном рынке способен нивелировать эффект от соглашения ОПЕК.
— Текущего новостного фона вполне достаточно для обеспечения рубля коррекционным импульсом. Почему рубль не слабеет? Возможно, это связано с потребностью осуществить определенную сделку на уровне институциональных инвесторов или монополистов, требующую под собой более выгодный курс покупки валюты. Другое объяснение найти крайне трудно.
Что касается потенциальных факторов девальвации рубля, способных отправить его за пределы 60 против одного американского доллара, то дальнейшая эскалация геополитической напряженности вокруг Сирии и Северной Кореи, а также возвращение котировок нефти к медвежьему ралли вполне могут справиться с этой задачей.
«СП»: — А что сейчас угрожает нефти?
— Стоит отметить, что цены на нефть действительно сохраняют потенциал для дальнейшей коррекции. Рост добычи в США способен нейтрализовать все соглашения ОПЕК вместе взятые. Только до конца этого года, объем добычи нефти в Штатах может вырасти до 9,5 млн. баррелей в день. И это без учета Нигерии и Ливии, способных еще больше усилить перекос в общемировой структуре спроса и предложения.
Текущая ситуация с курсом рубля очень похожа на оттягивание пружины, которая вот-вот достигнет уровня своей максимальной стяжки и очень быстро вернется обратно. В данном случае возвращение обратно равносильно возвращению к адекватной реальности, которая для пары USD-RUB находится выше 65,00.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Богдан Зварич, напротив, считает, что правительство слишком осторожно в своих оценках.
— Основным фактором для российской валюты продолжает оставаться ситуация на рынке энергоносителей. В текущий момент мы видим, что даже рост геополитической напряженности и возможность ухудшения отношений между Россией и США лишь частично сказались на курсе национальной валюты, но при этом привели к существенному падению рынка акций.
В результате, можно ожидать, что рубль, в случае продления соглашения по ограничению добычи, заключенного в рамках ОПЕК-плюс, которое будет удерживать нефть на текущем уровне, останется достаточно стабильным. Так, мы ожидаем, что в рамках 2017 года, доллар будет консолидироваться в широком диапазоне между уровнями 55 и 65 рублей за единицу американской валюты, а средний его курс составит порядка 60 рублей.
«СП»: — Почему тогда ожидания правительства настолько занижены?
— На мой взгляд, правительство перестраховывается, закладывая более пессимистичный сценарий относительно ситуации на рынке энергоносителей, что ведет к заниженному курсу рубля. Так, мы ожидаем среднюю цену по нефти марки Brent в этом году в районе 55 долларов за баррель, тогда как правительство в свои прогнозы закладывает цену ниже 50 долларов.
Что же касается намеренного ослабления рубля, мы видим, что пока на это правительство не идет. При этом те интервенции, которые в текущий момент проводит ЦБ в пользу Минфина, не оказывают существенного влияния на курс рубля.